Дзюдо и Ниппон Кэмпо

История дзюдо. Джиу-джитсу — предшественник дзюдо.  Становление и развитие дзюдо. Секреты популярности дзюдо. Техника дзюдо в рукопашном бое Ниппон Кэмпо.

 

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь»). Система самозащиты и спортивной борьбы, созданная в 1882 году, профессором (шиханом) Кано Дзигоро, на основе традиционных систем дзю-дзюцу (кито-рю, дзикисин-рю, тэнсин – синъё-рю).   Европейцы и американцы дзю-дзюцу произносят как джиу-джитсу. Переработав старые системы самозащиты и модернизировав систему преподавания для более широких масс населения, Кано создал возможность проводить спортивные схватки и соблюдать при этом основные принципы будо.

Джиу-джитсу Кито-рю – предшественник дзюдо

Kito-RyuКорни дзюдо составляет стиль кито-рю (kito ryu)  дзюдзюцу (джиу джитсу). Перевод названия кито-рю  — «Школа подъема и падения».  Это старинная японская школа системы дзюдзюцу, возникшая в конце XVII  — начале XVIII века. Основы кито-рю включают 5 ката (косика – но ката). Впоследствии эти ката стал применять в обучении техники мастер Дзигоро Кано. Концепция стиля кито-рю основана на двух старинных сочинениях  –  «Хонтай» и «Сико», автором которых считают  известного японского поэта и философа дзен-будийского монаха Такуана.  Первоначально стиль кито-рю был универсальным боевым искусством и  включал приемы кэндзюцу(меч), йайдзюцу(явара), бодзюцу(палка), ёри кумиути(борьба без оружия) и кусаригама дзюцу(боевой серп). К началу XVIII века кито-рю стал системой борьбы без оружия (куми-ути), который базировался на   принципе «ран» (свобода) или «ран о тори» (освободиться; в настоящие время «рандори»): победитель в бою должен был оставаться свободным и полностью контролировать противника — болевым, удушающим  приемом или таким жестким броском, после которого противник был бы выведен из строя.

Примечание: Кито-рю для своего времени в  XVII-XVIII веке был также революционным стилем боевого искусства. К этому времени оружие могли носить только самураи, амуниция которых хорошо защищала от ударной техники типа каратэ. Наоборот, травмировать собственные кулаки или ноги о железные латы было очень легко. Поэтому победу с таким противником невооруженному человеку можно было одержать, только если войти с ним в близкий контакт, удержать, не дать воспользоваться своим оружием и вывести его из строя, сломав ему конечность, или воспользоваться удушающим приемом. На худой конец - свалить, бросить его на землю - одетому в тяжелые латы самураю подняться было нелегко. Кито-рю идеально подходило для такой борьбы. Однако к середине XIX века с распространением в Японии огнестрельного европейского оружия тяжелое защитное вооружение исчезло. Почти исчезли и сами самураи, поэтому популярность большинства таких стилей дзюдзюцу как кито-рю сильно упала и если бы не трансформировалась в дзюдо, то, возможно, растворилось бы в истории также, как и многие другие боевые искусства.

Мастера кито-рю придавали большое значение духовному воспитанию мужества и стойкости учеников при овладении мастерства в свободных поединках «пустыми руками».  В одной из школ кито–рю  — дзикисин-рю,  впервые в истории философски обосновывалась техника борьбы без оружия — техника «пустой руки».

Возникновение дзюдо

Основатель Дзюдо Дзигоро Кано (1)
Дзигоро Кано — основатель дзюдо

Старинные стили джиу-джитсу (дзюдзюцу) получили новый толчок благодаря немецкому доктору медицины Эрвину Белцу, работавшему в 1876-1905 году в Токийском университете и исследовавшему антропологию японцев, а также его младшему товарищу по рукопашному бою —   студенту этого же университета  — Кано Дзигоро.  Дзигоро изучал боевые искусства кито-рю и  тэнсин  синъё-рю. Сначала Эрвин Белц изучал искусство владения мечом кэндзюцу под руководством мастера Сакакибары, а затем брал уроки из боевых систем дзюдзюцу у мастера Тоцуки. Европеец Эрвин Белц, будучи врачом и обладая передовыми для того времени познаниями в спортивной медицине, изучая дзюдзюцу, обратил внимание на жесткость и даже жестокость боевых искусств, которые приводили к высокому травматизму обучаемых.  Пытаясь пропагандировать занятия рукопашным боем среди своих студентов, он заметил, что именно высокий травматизм мешал популярности дзюдзюцу .

Общаясь между собой, профессор Эрвин Белц  и студент Кано Дзигоро быстро нашли общий язык. Талантливый японец сразу же уловил суть достижений и методик западной спортивной медицины и перспективы идеи Белца, которая заключалась в  снижении травматизма на занятиях дзюдзюцу. Кано решил изменить и смягчить  опасные техники старинных стилей , уменьшив таким образом жесткость проведения приемов, а значит и травматизм. Это дало возможность проводить безопасные свободные поединки между тренирующимися учениками. Идея изменения подхода в преподавании техники будо и создание новой современной и прогрессивной школы дзюдзюцу овладела молодым и талантливым студентом Дзигоро Кано на всю жизнь.  Боевое искусство дзюдзюцу, последователей которого на тот момент насчитывались всего  несколько тысяч человек во всей Японии,  получило второе дыхание.

Становление дзюдо

В 1882 году, в 22 года, Кано Дзигоро открыл собственную школу (додзё)  в Ситокае (Токио), назвав свое боевое искусство «дзюдо» (мягкий путь), чтобы отличить его от уже существовавшего жесткого дзюдзюцу. Поначалу додзё новой школы имело площадь всего в 12 татами, что составляло около 22 квадратных метров и не могло вмещать много учеников. Школа называлась «Кодокан» («школа постижения Пути»). Мастер Кано пытался создать систему подготовки, в которой применялась бы не травмоопасная техника, позволяющая проводить свободные и безопасные схватки между бойцами.  В то же время при относительной безопасности проведения приемов, в случае угрозы своей жизни обучаемый, используя большую амплитуду движений и силу,  мог нанести серьезный урон настоящему противнику. За основу духовного стержня новой школы Кано взял моральные заповеди самураев: «гири» — долг, «ги» — ритуал. Пытаясь сохранить преемственность старых традиций и дать новое наполнение дзюдзюцу,  Дзигоро Кано  обучал учеников не только техникам (ваза) и физическим упражнениям, но и заботился о развитии духовного, нравственного уровня подопечных. Основной концепцией стиля  мастер Кано выбрал принцип гибкости духа, контролирующий грубую силу. Нужно приспосабливать свою силу к силе противника, чтобы обратить его действия на пользу себе. Система (гокё), созданная Кано, содержит пять категорий, в каждой из которых используют восемь видов бросков – от простого к сложному.

Болевой контроль Дзигоро Кано
Болевой контроль проводит мастер Дзигоро Кано

Движение в атаке дзюдо  имеет три непрерывающиеся фазы кудзуси+цукури+какэ:

  • Кудзуси – вывод противника из равновесия;
  • Цукури – подготовка к применению атакующего приема;
  • Какэ – проводится атакующий прием.

Основатель дзюдо Дзигоро Кано рассматривал созданное им боевое искусство вовсе не как набор отдельных приемов. Он подчеркивал всегда три принципа:

  • Дзю-но ри – принцип мягкости;
  • Сэйрёку дзэнрё – рациональное использование энергии;
  • Дзита кёэй – взаимная помощь и поддержка.

 Секрет популярности дзюдо

Дзигоро Кано ввел в обучение выполнение 9 ката (систем упражнений).  Ката — это не только и не просто последовательные связки движений, которые используются в дзюдо. Cчитается, что Дзигоро Кано зашифровал в ката те самые опасные и жесткие приемы дзюдзюцу, которые приводили к травмам и даже смерти. Использование «ката» в системе обучения позволило сохранить старые традиции школ дзюдзюцу, дало возможность передачи информации от мастера к ученикам.  Даже сейчас при современном развитие хай-тека: доступности фото, видео, интернет и компьютерных технологий, ничего не может заменить выполнение ката.  В конце XIX века введение «ката» в систему обучения было революционным прорывом. Система «ката» позволила следить одному мастеру за чистотой выполнения техники большим количеством учеников одновременно.  Кано утверждал, что свободные поединки рандори  без практики ката не могут существовать. Ученики, не изучающие ката, никогда не поймут саму суть дзюдо. В ката вырабатывается особый дух, чистый и спокойный,  а в свободных поединках  рандори  этот дух проверяется  —  насколько ученик готов сохранять чистоту и спокойствие перед угрозой. Это — два колеса одной телеги.

болевой контроль взятый из Дзюдо
Болевой контроль в поединке Ниппон Кэмпо, заимствованный из дзюдо

Еще одним из революционных нововведений в системе обучения стало создание системы поощрения и квалификации учеников.  Дзигоро Кано в 1886 году  вводит систему Кю и Данов, а позже и  цветных и черных поясов. Эта система набрала огромную популярность во всем мире, и до сих пор используется многими системами рукопашного боя, даже не являющимися японскими единоборствами. Понятие «черный пояс» стало знаком  высшей оценки для любого бойца, занимающегося рукопашным боем.

Дзигоро Кано сумел соединить принцип спортивного состязания с техникой старинных традиционных школ борьбы. Это в свою очередь повлияло на массовую популярность системы. В 1908 году дзюдо стало обязательным предметом во всех японских средних школах.

Развитие дзюдо

Харай госи классический бросок Дзюдо
Харай госи — классический бросок из дзюдо

Новый вид спортивного будо(единоборства) быстро снискал популярность. Уже в 1938 году насчитывалось 100 000 обладателей черных поясов и данов по дзюдо, причем это были уже не только японские спортсмены, но и представители других стран.

А, начиная с 1945 года, после оккупации Японии Соединенными Штатами , интерес к восточным единоборствам вспыхивает во всем мире. Кроме самих американцев, которые занимаются дзюдо в самой Японии, множество японских мастеров разъезжаются по всему миру. Среди них — Кавайси Микиносукэ, ученик Дзигоро Кано, мастер военной общественной организации Дай Ниппон Бутокукай, объединявшей все японские боевые искусства.

Примечание: В 1945 году общественная организация Дай Ниппон Бутокукай, одним из основателей которой был и Дзигоро Кано, и в которую наряду с другими боевыми искусствами входило дзюдо, была запрещена американской администрацией в рамках борьбы с японским милитаризмом.
Kavajasi
Микиносукэ Кавайси

К концу жизни Кавайси получил 7-й дан по дзюдо.  Микиносукэ Кавайси приписывают популяризацию системы цветных поясов в дзюдо.  Не-японцам очень сложно было поначалу понять сложную систему градации мастерства – систему кю и данов. Цветные пояса делали эту систему простой и понятной,  а также вводили систему мотивации – каждый ученик стремился добиться следующего пояса. Еще до войны открывший школы дзюдо в Великобритании и Франции, Микиносукэ смог в 1945 году  вернуться в Париж, а в 1947 году организовал первый в истории дзюдо Международный турнир. Турнир проводился между двумя странами: Великобританией и Францией и носил имя своего организатора Kawaisi Cup.   В дзюдо Кавайси известен и своей системой(гокё) Кавайси, которая включает 40 основных бросков, 20 захватов, 30 удушающих приемов и 25 болевых контролей.

В июле 1951 года была создана Международная федерация дзюдо, которая поначалу объединяла только страны Европы и Аргентину(без Японии).  Япония, как и множество стран остальных четырех континентов вошли в Международную федерацию дзюдо уже после, в течении последующих 10 лет. В 1956 году состоялся Первый Чемпионат Мира в Токио, а в 1964 году дзюдо было включено  в программу Олимпийских игр.

Подсечка, бросок взятый из Дзюдо
Подсечка, бросок, взятый из дзюдо

Техника Дзюдо в Ниппон Кэмпо

Не обошлось и без влияния дзюдо на рукопашный бой Ниппон Кэмпо. Основатель стиля Ниппон Кэмпо мастер Саваяма Масару был обладателем степени 5 дана «шихан»(профессор) по дзюдо .

Примечание: Упоминаемый выше Микиносукэ Кавайси  имел в это же время - в середине 1930х годов  - только 4-й дан. Хотя слово только - это большая условность - это уже очень высокая степень.

Это сказалось и на самом  стиле Ниппон Кэмпо, который как губка впитывал и впитывает сейчас самые полезные и эффективные приемы. Фундамент бросковой техники и болевых контролей Саваяма взял из дзюдо. Однако эти броски были им модернизированы под проведение техники в перчатках (куробу).  Второе заимствование —  в системе обучения Ниппон Кэмпо, также как и в дзюдо, существуют ката — системы упражнений, которые упрощают процесс обучения. Третье заимствование — система цветных поясов в ранжированиии уровня подготовки обучаемых.

Шихан Хидео Дойа проводит классическое удержание
Шихан Хидео Дойа проводит классическое удержание

Нужно помнить, что дзюдо  — в первую очередь полноценное спортивное единоборство, и  хотя и имеет прямое родство с боевыми искусствами, но таковым в чистом виде не является. Поэтому множество мастеров и учеников, желая научиться не только самозащите,  приходят в школы полноконтактного рукопашного боя Ниппон Кэмпо, имея степени в дзюдо. И очень часто на турнирах и соревнованиях по Ниппон Кэмпо можно увидеть яркие и динамические броски, показывающие связь этих двух систем самозащиты.