Техника броска в Ниппон Кэмпо

БРОСКОВАЯ ТЕХНИКА.  РУКОПАШНЫЙ  БОЙ НИППОН КЭМПО. ОСОБЕННОСТИ.

Не так важно сделать первый шаг,
как важно сделать его в нужном направлении…

броски в Ниппон Кэмпо
В системе рукопашного боя Ниппон Кэмпо бросковая техника выделена в отдельную категорию («nage waza», 投げ技).  Надо сказать, что «наге вадза» — техника бросков – как отдельная дисциплина присутствует во всех японских борцовских дисциплинах:  джиу-джитсу,  дзюдо,  айкидо и сумо.  «Наге» — в переводе с японского означает «бросок».  Количество и типы бросков, изучаемых в той или иной дисциплине — различно. Различно, потому что каждый вид японских единоборств во главу угла ставит свои цели. Например, в айкидо, где основной принцип – использование энергии противника – не используются броски, в которых требуется применение силы, в сумо – главное выбросить соперника за пределы круга.  Соответственно, система японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо «наге вадза» включает перечень бросков, которые являются эффективными в прикладном рукопашном бою (в уличной драке, например), с одним или несколькими противниками, которые могут быть вооружены холодным(нож), ударным (палка, кастет) или огнестрельным оружием.

Удар – продолжение броска, бросок — продолжение …

Основатель Ниппон Кэмпо — легендарный мастер Мунэоми Саваяма (имел 5 Дан по дзю-до) — исследовал техники некоторых стилей джиу-джицу и каратэ-до мастера Кенва Мабуни (основатель Сито-рю каратэ-до). Мунэоми Саваяма взял наиболее эффективныеg приемы из борцовских дисциплин, соединил их с ударной техникой каратэ и тайского бокса, усовершенствовал и включил в виде отдельного раздела в авторскую систему японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо. Мастер Саваяма обратил внимание, что в реальном рукопашном бою боец, который использует классические броски без ударов, всегда проигрывает своему противнику, особенно если тот обучен ударной технике боя или, тем более, вооружен каким-либо оружием.

Эта эффектная демонстрация возможностей бросковой техники Айкидо не имеет ничего общего с современной реальной  и жестокой уличной дракой. Противники не будут набегать на Вас по очереди  и красиво падать после Ваших бросков. Уже после первого падения преступники  достанут из карманов то, что у них там есть: ножи, кастеты или пистолеты, в крайнем случае  вооружатся камнями или кирпичами, и бросятся на Вас все вместе. Если они хотя бы что-то соображают в драке - они будут бить, а не ждать когда упадут сами.  

Проигрышный момент наступает еще на этапе попытки захвата или самого захвата противника. Поэтому мастер Саваяма взяв за основу классические броски из японских дисциплин джиу-джитсу, айкидо и дзюдо разработал такую технику бросков, где бросок является продолжением удара или блока, а удар является продолжением броска.  В этом – уникальность бросковой техники Ниппон Кэмпо. Что это значит?
Захват должен быть мгновенным и не давать завязнуть в противнике, иначе тот может освободиться от захвата при помощи оружия или  ударов. Захват служит лишь продолжением Вашей техники и реализации её через бросок или болевой контроль с обязательным добивающим движением. Принцип «иккэн-хиссацу» (одним ударом-наповал) является доминирующим в технологии победы над противником.  После броска удар должен быть обязательно!

Иккэн-хиссацу
Тем и отличается боевое искусство от спорта, что в настоящей драке нет  места для эффектных движений,  нет времени для того, чтобы измотать противника. Пока вы это будете делать,  преступник пырнет Вас ножом, или к нему на помощь придут его друзья. Поэтому все боевые искусства, что западные,  что восточные исповедуют этот принцип  - одним ударом "выключить" противника.  В Японии это называется "иккэн-хиссацу". Если рассматривать схватку в этом ключе, то бросок не является тем, что приводит к окончательной победе. Если не добить противника - он поднимется и опять создаст вам проблемы. Чтобы этого избежать - вы должны "разбить" противника.

Это выглядит не так эффектно как  фильмах, но именно это реальная рукопашная схватка. Обратите внимание - на канву движений - захват-бросок-удар.

В Ниппон-кэмпо,   в отличии, например,  от  джиу-джитсу или дзю-до техника броска используется как вспомогательный элемент для последующего проведения добивающего удара. При этом бросок должен быть жестким и мощным, чтобы «впечатать» противника в пол, дезориентировать его и сбить ему дыхание. Особое внимание уделяется технике «взятия захвата» против атакующих ударов противника. Применение принципа постановки защитного блока и одновременного или последующего захвата в японском рукопашном бое является одной из «визитных» карточек стиля Ниппон Кэмпо.

Борьба в партере
Борьбе в партере («ne waza» - лежа) в японском рукопашном бое уделяется очень немного внимания, в основном, в таком объёме, чтобы сделать удар в пах или же реализовать болевой контроль обязательно с «добиванием» противника. Вообще заниматься борьбой в «партере» на улице - непозволительная роскошь. Бороться можно с одним человеком и то, если он не вооружен и у него нет «товарища», который стукнет Вас по голове, когда Вы будете  возиться на земле. Конечно, спортивные схватки в борьбе лежа, с судьей и правилами – это хорошо, но они не имеют ничего общего с реальным боем. Другое дело - улица со многими неизвестными. В реальной драке боец должен, даже свалившись в партер с противником, провести там максим пару ударов, желательно – в пах, и через секунду быть на ногах готовым к любым неожиданностям. Если боец завяз в партере – он в 90% случаев проиграл.

Виды бросков в Ниппон Кэмпо

В целом броски в японском рукопашном бое делятся на две следующие категории:

  •  броски из положения стоя;
  •  броски в падении.

Напомним, что в рукопашном бою следом за броском следует добивающий удар, и поэтому, независимо от того какой проводится бросок, боец на последней его стадии должен оказаться в атакующей ударной позиции.

IMG_8137-2-1Тати вадза (броски, выполняемые стоя)

  •  «аси барай вадза» – подсечки ногами;
  •  «гаккэ вадза» – зацепы;
  • «аси нагэ вадза» – подножки и перевороты через ноги;
  • «коси вадза» – броски через бедро;
  • «соритэ вадза» – броски спиной;
  • «ката вадза» – броски через плечо;
  • «тэ вадза» – броски, выполняемые руками;
  • «хинаритэ вадза» – броски — подкрутки;
  • «богу нагэ вадза» – броски в «защитной» экипировке;
  • «кансэцу нагэ вадза» – броски с болевым контролем;
  • «токуши нагэ вадза» – особые броски.

Броски в Ниппон КэмпоМа сутэми вадза (броски в падении):

  • «ма сутэми вадза» – броски, выполняемые при падении на спину;
  • «еко сутэми вадза» – броски в бок, выполняемые в падении.

В Ниппон Кэмпо бросок рассматривается как единое целое действие, разделенное на определенные фазы. Никакая из фаз при проведении броска не может быть пропущена, иначе бросок будет проведен неверно, и это не приведет к победе над противником.

Основные фазы проведения броска

  • «Gatame waza».  Взятие противника на захват.  В Ниппон кэмпо реализация этой фазы выполняется через ударную технику и ухода с линии атаки «kawashi waza».
  • «Kuzushi waza».  Совокупность действий, выводящих противника из равновесия и вызывающих его падение. Чтобы успешно совершить эту технику в Ниппон кэмпо учат находить наиболее слабое место противника и атаковать в него.
  • «Tsukuri» .  Состоит из техник «айтэ но цукури» (заставить противника раскрыться, допустить ошибку) и «дзибун но цукури» (действия подготавливающие технику броска).
  • «Kake» или «нагэ ками» — фаза броска, сам бросок.
  • «Atame waza» . Проведение окончательного удара или техника взятия на болевой контроль «kansetsu waza».

Обязательным условием во время, и особенно после выполнения броска, является соблюдение принципа «дзансин», а именно присутствие духа и концентрация внимания не только во время проведения броска, но и после его окончания.

_MG_9302-1Техника броска в Ниппон Кэмпо

  • Бросок или прием, помогающий освободиться от противника, можно выполнять только при условии, что сам находишься в устойчивом положении и равновесии. Поэтому, прежде чем выполнить бросок научитесь координировать Ваше тело, правильно используйте баланс и принимайте устойчивую позицию.
  • В проводимый бросок вкладывайте всю силу из своего центра «тандэн». Умение контролировать положение своего центра тяжести цениться гораздо выше, чем сам бросок.
  • Никогда не бросайте только за счет своей грубой силы, научитесь понимать «свой» центр тела. Помните, без принципа «Kuzushi» Вы не проводите бросок – вы ломаете противника и сами об него ломаетесь.
  • Для того, чтобы разбалансировать вашего противника, применяйте метод «толкни, чтобы потянуть и потяни, чтобы толкнуть».
  • Всегда применяй технику «kime waza», иначе ваша техника не будет иметь самого главного — энергии наполненности и концентрации. Техника без «kime», как оркестр без музыки. Да, у Вас есть инструмент, Вы знаете ноты, но если не умеете извлекать музыку из вашего инструмента, тогда зачем все это?
Внимание! Обучать человека ударной технике самозащиты нужно и можно сразу. Но обучать технике бросков, пока человек не «обкатался» на падениях и самостраховках до состояния «шара», бессмысленно и опасно для его здоровья. Поэтому, прежде чем научиться выполнять бросковые техники, научитесь правильно падать.

Бросковая техникаСплав бросковой и ударной техники – это то, что отличает и выделяет рукопашный бой Ниппон Кэмпо не только среди восточных единоборств, но и из всех систем рукопашного боя. Умение правильно сочетать удары и броски дает в схватке огромное преимущество перед любым, даже подготовленным противником.  Бросковая техника очень эффективна против стандартной ударной техники, а ударная техника против борцовских приемов. Броски в Ниппон Кэмпо – это не просто мастерство или, тем более — набор приемов, это  — превосходство над противником!