Влияние каратэ на Ниппон Кэмпо

…как можно понять, куда ты идешь,
если ты не знаешь, откуда пришел?

Современная система японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо происходит от боевых систем, созданных мастерами различных практических видов Будо. Одной из основных систем единоборств, повлиявших на становление Ниппон Кэмпо, был рукопашный бой каратэ, а если быть более точным,  школа Сито-рю каратэ-до.

Тоби-ГериИстория каратэ — истоки

Истоки искусства рукопашного боя скрыты в тумане веков и ведут свое начало от самого возникновения человечества. Естественный отбор привел к тому, что выживали те люди, которые использовали в драке наиболее действенные приемы. В следующих боях и драках победители повторяли то,  что привело их к победе. Повторяясь, эти приемы становились навыками, которые передавались из поколения в поколение. Поэтому в средние века, которые считаются временем зарождения каратэ, искусство рукопашного боя было уже вполне сформировавшимся. Распространение боевых искусств на Дальнем востоке относят к путешествию легендарного буддийского монаха Бодхидхармы из Индии в Китай в шестом веке нашей эры. Перейдя Гималаи и попав в Китай, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохой физической форме, поскольку проводят много времени в сидячей медитации, не занимаясь при этом никакой физической деятельностью. Он понял, что такое состояние тела монахов мешает им правильно медитировать, и ввел в монастыре систему физических упражнений, основанных на боевых системах.

Monach
Такие странствующие монахи способствовали распространению боевых искусств в Китае и Японии.

С течением времени монахи этого монастыря стали самыми лучшими войнами в Китае. Постепенно, путешествующие монахи переносили данную систему в различные уголки Восточной Азии. Так, данная система проникла в Корею, Вьетнам, и Окинаву, самый южный, не считая более мелких, из островов японской гряды, который был ближе всего к материковому Китаю.
Так в конце семнадцатого и начале восемнадцатого веков на базе стилей, объединивших Окинава-тэ и китайские боевые искусства, начал зарождаться новый вид боевых искусств — каратэ, что в те времена обозначало «Китайская рука».

История каратэ-до — начало

Однако каратэ не получило широкой известности вплоть до 1904 года, когда Анко Итосу (яп. 糸洲安恒, いとす あんこう — Итосу Анко; 1831-1915), переработал прикладные аспекты каратэ на более оздоровительные техники, систематизировал их и ввел в программу обучения в окинавских школах в качестве программы физического воспитания. Каратэ, представленная как открытая единая и целостная система рукопашного боя и физического воспитания, сразу получила большую популярность, и была с успехом воспринята во всех остальных регионах Японии, которая переживала период реформаторского перехода от феодализма в капитализм. Менялись морально-этические ценности, менялся образ жизни, ломался уклад.

Итосу Анко
Итосу Анко, человек, который сделал каратэ популярным

Традиционные боевые искусства не находили применения, поэтому им пришлось меняться и перестраиваться. Именно в этот период первый иероглиф в слове «каратэ» был заменен на другой, и название приобрело значение «пустая рука». Это должно было отразить переход к духовной концепции обычного искусства боя. Дзенская теория «до» (пути) объединилась с каратэ, и образовался термин «каратэ-до». Это означало, что каратэ стало путем развития личности, необходимым для успеха в жизни. Имя мастера Итосу Анко вошло в анналы истории окинавского каратэ. У Итосу было много учеников, в том числе Мабуни Кэнва (создатель Сито-рю каратэ-до, Гитин Фунакоси, создатель «Сетокан каратэ-до», Тибана Тёсин, создатель «Сёрин-рю каратэ — до», и многие другие).

История каратэ-до — развитие

Успех каратэ-до на основных территориях Японии был ошеломляющим. В 1921 г. японское министерство культуры пригласило представителей окинавского каратэ-до, продемонстрировать данное искусство поединка во время грандиозного представления боевых искусств, устраиваемого в Токио. Представители окинавского каратэ-до послали образованного и деликатного мастера каллиграфии и поэтического искусства, а так же мастера школы «Сетокан каратэ-до», Гитина Фунакоси.

KenwaMabuni
Кэнва Мабуни, основатель школы Сито-рю каратэ-до

Позже в 1928 году в Осаку переехал мастер окинавского каратэ-до Кэнва Мабуни.  Кэнва Мабуни (摩文仁 賢和) (1889-1953), окинавский мастер и знаток каратэ-до, основатель стиля «Сито-рю каратэ-до». Кэнва Мабуни был потомком известного на Окинаве самурайского рода Онигусуки. Он обучался боевому искусству тодэ (окинавское название каратэ-до), у мастеров Итосу Анко, Хигасионне Канрё, Тёдзюни Мияги, Арагаки Камадэути и кобудо (искусство владения оружием) у мастеров Тавада и Сёэйси. Кэнва Мабуни, являлся знатоком и собирателем старинных «ката» и бункай.

Примечание: Бункай (bunkai) (яп. 分解), анализ и изучение боевых аспектов «скрытых» техник.
Мастер Мабуни, эксперементирует с защитной экипировкой
Мастер Мабуни, экспериментирующий с защитной экипировкой

В Осаке Мабуни основал школу (додзе) каратэ-до. Одним из первых учеников, который брал индивидуальные уроки, был основатель Ниппон кэмпо, Саваяма Масару. Во время занятий мастер Мабуни обучал своих учеников также искусству обращения с традиционным окинавским оружием (кобудо). Благодаря, влиянию Кэнва Мабуни, в Ниппон кэмпо можно увидеть заимствование не только принципов каратэ-до, например: «Иккен Хисацу» — «Один удар — смерть», но и различных техник.

Что было взято из каратэ в Ниппон кэмпо:

Множество вещей позаимствовано в японском кэмпо из системы каратэ-до. Это касается как основных понятий, таких как, например, вадза или дзансин, таки и ударной(особенно работа ног), да и защитной техники.  Вся методика обучения в Ниппон Кэмпо очень похожа на каратэ.  Тренировки Ниппон Кэмпо во многом наследуют тренировки каратэ.

Сначала изучают технику Кихон (基本) – основную школу.

Примечание: Ki – сила; энергия. Hon – база; основа. Дословно означает «наполнить основу энергией».
Мастер Саваяма демонстрирует технику блокировки взятой из каратэ
Мастер Саваяма демонстрирует технику блокировки из каратэ

Кихон разучивают, выполняя упражнения двумя способами: «кихон вадза» и «дзию вадза». Во время упражнения кихон вадза разучивают строго определенный набор техник, взятых из ката. Во время дзию кихон выбирают любой вид техники, условно как «бой с тенью» в боксе. Обе разновидности упражнений разделяют на «кисо вадза», то есть повторение отдельно взятых приемов, и «рэндзоку вадза», то есть комбинацию из нескольких приемов.

Мастер Гока Кинуи удар ногой с разворота, фото подарено и подписано мастреом для Украины
Мастер Ниппон Кэмпо Гока Кинуи  — удар ногой с разворота, фото c автографом  из архива Вячеслава Журавлева(Украина)

На втором этапе подготовки в Ниппон кэмпо, как и в каратэ изучают Ката (яп. 型 или 形). Ката означает строго определенную серию атакующих и защитных приемов, разучиваемых учеником с целью затренировать правильные движения бойца во время боя.
Ката, как эталонное упражнение, существуют во многих японских единоборствах. Но именно каратэ послужило донором для смыслового наполнения ката в Ниппон Кэмпо. Кэмпо, так же как и каратэ, вкладывает в ката смысловое наполнение в зависимости от их назначения.

Ката в каратэ
Традиционно ката в каратэ строго подразделялись на : 
- Хёэн ката – показательные, демонстрационные ката;
- Рэнтэн(рентан) ката – энергетические ката.
- Ринто ката – боевые ката;
Ученики начинали обучение с простых хёэн ката, которые представляли собой эталонные атакующие и защитные приемы, затем переходили к изучению более сложных рэнтэн ката, во многом представляющих собой те же хёэн ката, но с применением энергетической(ки) концентрации и воздействием на болевые точки на теле человека. И только потом под руководством мастера индивидуально познавали боевые ката – ринто ката.
  • Ката современных школ каратэ-до не имеют такой строгой градации. Приемы и движения в современных ката включают в себя элементы всех трех типов, они взамосвязаны и тесно переплетены между собой. Родоначальник Ниппон Кэмпо мастер Саваяму Масара, помимо одиночного выполнения ката, внедрил, как и в дзюдо, парные ката (Hakugeki no kata, Katate waza no kata), но содержащие в себе как ударные, так и бросковые приемы и болевые контроли
    Закалка рук в Ниппон кэмпо
    Закалка рук в Ниппон Кэмпо

    Третий этап подготовки в Ниппон Кэмпо, позаимствованный из каратэ — кумитэ (от яп. 組手 – букв. «переплетённые руки», схватка). Кумитэ является методом подготовки к реальному бою путем проведения тренировочного поединка со спарринг партнером. Существует градация подобных поединков: от самых примитивных форм до самых сложных. В принципе все поединки со спарринг – партнером можно разделить на две обширные категории: якусоку кумитэ и дзию кумитэ.
    В Ниппон-Кэмпо в отличие от каратэ раздел дзию кумитэ делится на два подраздела.

    Тренировка на макиваре
    Тренировка на макиваре.

    Первый — это богу кумитэ, или свободный бой в защитной экипировке. Второй — сиай кумитэ, спортивный поединок на соревновании. Богу кумитэ в полный контакт является основным способом подготовки учеников в Ниппон Кэмпо.

    В поединках Ниппон кэмпо также как и в каратэ прежде всего обращают внимание на два основных аспекта готовности к бою, а именно:

  • Физическую готовность (ми гамаэ). Сюда относят такие элементы подготовки, как вадза, мэцукэ, хэйхо, хёси, кокю и маай.
  • Психологическую готовность (ки гамаэ), важнейшими компонентами которой являются дзансин, ёми, кихаку, сэн и кикай. Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом, плавно переходят один в другой и дополняют целостность школы обучения бою.

Вообще, строго говоря, у всех японских единоборств много общего, и у кендо, и у каратэ, и у айкидо. Ниппон кэмпо как самый молодой стиль рукопашного боя взял у каждого из них что-то свое, но каратэ – основа из основ Ниппон Кэмпо.