Записки о Японии. Эпизод второй. Тренировка в додзё

Тренировке в додзёРелигия и менталитет японцев. Влияние синтоизма и дзен-буддизма на рукопашный бой Ниппон Кэмпо. Тренировка в японском додзё

 

Путь нельзя изучить. Им можно только идти…

 

Вы никогда не задавались вопросом, почему до нашего времени из средних веков не дошло практически ни одного единоборства западной цивилизации? Ведь всем людям не зависимо от национальности свойственно решать конфликты с помощью кулаков!  Да, мы знаем, что существовали какие-то системы, но в ранге учения, в ранге искусства единоборства бесспорно культивировались лишь на Востоке, в частности, в Китае, Корее и Японии. Почему так? Возможно,  именно потому, что философия восточных единоборств тесно переплетена с религией, а именно с буддизмом, а в Японии   – и синтоизмом, который обожествляет силы и явления природы и считает, что не только каждое существо, но и каждая вещь, например, гора или камень, обладает духовной сущностью  – ками (яп. 神)).

Киото Сад Императора
Киото – Сад Императора. Каждый элемент сада, каждый камень имеет свою духовную сущность – ками

Религии Японии и боевые искусства

Когда посещаешь Японию, не перестаешь восхищаться прекрасно сохранившимися буддийскими и синтоистскими храмами, некоторые из которых были построены еще в XIV – XVI веках и функционируют до сих пор! Можно сказать что японцы очень уважительно относятся к обоим религиям: например, свадьба одной и той же семьи может проходить в буддийском храме, а похороны – в синтоистском.  Синтоизм, самая массовая религия Японии – древнее традиционное японское учение, которое подверглась влиянию буддизма, пришедшему в страну из Китая в VII – VIII веке нашей эры.

Японский монах
Странствующий медитирующий буддийский монах в Киото

Странствующие буддийские монахи принесли в Японию учение чань, на основе которого возникло японская школа буддизма – дзэн. Сам чань-буддизм в Китае со временем пришел в упадок. Напротив, дзэн в Японии развивался, получал новых последователей. И уже в XX веке, когда после Второй Мировой Войны Япония стала открытой  для всего мира, дзэн, как религия, стал отождествляться с буддизмом вообще. По аналогии буддистскую религию стали называть дзэн и в других странах. Так дзэн стал снова  китайским, а также корейским, вьетнамским и так далее. Хотя по настоящему, корень понимания буддизма лежит именно в китайском слове  чань, которое  имеет значение отстраненности, избавления. В реальной жизни, это означало достижение гармонии с внешним и внутренним миром путем определенных методов созерцания и медитации. В средние века последователи чань-буддизма(дзэн-буддизма) бродили по миру, занимались боевыми искусствами, каллиграфией, литературой,  старались жить в ладу с собой и со всем миром, и не давали обижать себя, а также защищали, где могли,  слабых и обездоленных.  Такие люди становились в народе очень популярными, имели высокий авторитет и большое количество последователей. С развитием буддизма развивались и боевые искусства.

Занятие в Буддиском храме 16 века Осака
Тренировка во дворике буддийского храма XVI века, Осака, 2017 год. Современные здания окружили его со всех сторон, но он  – остался…

В дзэн главным является способность человека достичь сатори  – особого состояния просветления.

Сато́ри - (анг.Satori) (яп. 悟り) - душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, внутреннее просветление человека. Это то состояние, когда разум человека не занят никакими мыслями, не тревожится никакими эмоциями, и человек становится ко всему гибким и эластичным и ощущает себя естественной и гармоничной частью сущего, частью всего мироздания - мусин. Достичь состояния сатори можно только через медитацию.

Дзэн-буддизм сыграл огромную роль в развитии  японских боевых искусств и вообще японской культуры, поэтому нам было очень интересно не только посетить храмы, но и поучаствовать в занятиях по медитации вместе с японцами. Об этом у нас была договоренность с японской стороной еще на момент организации поездки на турнир Ниппон Кэмпо.

японский сад
Японский сад – нет правильных линий, но более гармоничного зрелища представить невозможно
Японский сад: Японский менталитет насквозь пропитан духовностью синтоизма и  дзэн-буддизма. Ярким отражением симбиоза этих двух религий, а также хорошим показателем особенности японского менталитета,  являются японские сады – сады камней нихон тэйэн (яп. 日本庭園, にほんていえん). Сад в европейском понимании  - это совокупность фруктовых и ягодных растений,  а парк – это правильный ландшафтный пейзаж,  изобилующий растительностью, и состоящий из правильных линий и фигур: прямых дорожек, круглых или прямоугольных площадок.  Японский сад – наоборот.  Это, на первый взгляд,  скупой  ландшафт:   камни, вода, немного мха и несколько небольших, часто карликовых, растений.  В японском саду нет прямых линий, нет правильных фигур. В нем невозможно найти прямой угол в 90 градусов или правильную окружность. Но все вместе настолько гармонично и естественно, настолько изящно и прекрасно, что  именно в таком месте человек ощущает совершенный мир земной природы и свое  место в нем. Японский сад – замечательное место для медитации.

Тренинг в японском додзё

На следующий день после приезда в Осаку наша украинская делегация участвовала в общем тренинге Ниппон Кэмпо в настоящем японском додзё. Додзё – это не просто зал для тренировок, это место, в котором человек проходит свой Путь в боевых искусcтвах. Оно также гармонично как и японский сад, и также как японский сад, настраивает человека на постижение природы, так и додзё настраивает ученика на постижение искусства рукопашного боя.

Участники тренинга Шиханы из Японии и учителя из Европы
Участники тренинга: шиханы из Японии и сэнсэи из Европы

Занятия традиционно начинались с проведения церемонии  рейги сахо («рэй» – вежливость, «сахо» – кодекс). Без соблюдения этикета любое боевое искусство теряет свою ценность. В кэмпо часто говорят, что соблюдение этикета является стержнем любого учения. И если нет стержня, то нет и учения, не будет Пути. Во время проведения церемонии участники  тренинга выставили в красивые ряды свою защитную экипировку «богу». В японском кэмпо это стало определенным ритуалом. Отношение бойцов Ниппон Кэмпо к своей защитной экипировке напоминает отношение самураев к своим личным доспехам.

Следующий этап  – упражнения на сосредоточение и медитацию «мокусо» (黙想 – mokusou). Мокусо – особый вид медитации, часть занятий Ниппон Кэмпо, которые выполняются как в начале, так и в конце занятий.

Виды медитации дзен:

  • тати-дзэн (медитация стоя);
  • кинхин (медитация во время ходьбы);
  • дзадзэн (сидячая медитация);
  • коан (общение).

Мокусо – это вид медитации тати-дзен, выполняется сидя.

Третий этап для всех без исключения: работа с базовыми техниками (кихон) Ниппон Кэмпо. На этом этапе были разобраны наиболее встречающиеся  ошибки в базовых техниках.  Отдельное внимание уделялось работе c ката. Ката в Кэмпо выполняется не только в одиночку, но и в парах,  чтобы ученики осознавали прикладное значение изучаемых техник.

Ярослав Бойко в атаке
Украинец Ярослав Бойко в атаке при отработке парного ката кихон

Небольшой перерыв, и участники тренинга облачились в свою защиту – богу. Начался четвертый этап  – гэйко.

 Гэйко(гейко)  - дословно в переводе с японского означает  ребенок искусства (гэй- искусство, ко - ребенок), имеет смысл обучаться искусству. Кстати, в обычной жизни гейко называли раньше японских гейш, что имело смысл артистка, человек искусства. 

В Кэмпо гейко  – представляют собой занятия по совмещению трех основных практик будо: техники (вадза), энергии(ки) и духа(син).  Ученик должен суметь соединить все три своих навыка, полученных ранее. Именно тогда, когда это происходит, у обучаемого происходит просветление сатори, и он осознает, как действовать  в случае опасности (сисэй).

Сисэй – постоянная готовность к противодействию опасности, представляет собой единство физической подготовки и психологического настроя. Является одним из трех принципов Ниппон Кэмпо, помимо кинто (естественного напряжения) и кокю (правильного соединения энергии и дыхания).

Гэйко являются не просто упражнениями для наработки технических приемов. Научившись гармонично применять полученные знания и навыки из различных учений будо, человек также гармонично может использовать и знания из других областей в повседневной жизни. Пока человек не обретёт внутреннюю гармонию, ему не добиться заметных успехов в будо. Таким образом, главная задача Кэмпо – не только достичь прогресса в боевых искусствах в додзё, но и  получить подлинные жизненные принципы и достичь гармонии в жизни.

Занятия закончились проведением заключительной медитации мокусо.

Главный судья турниро мистер Ко шихан 7 Дан
Главный судья Чемпионата Японии по Ниппон Кэмпо шихан Ко (7 дан) готовится к гэйко. Движение по Пути будо никогда не должно прекращаться!

Вечером за традиционным японским ужином, мы еще долго обсуждали увиденное и отработанное. Каждый делился тем, что сумел почувствовать и взять в свою копилку опыта. Надо сказать, что большинство сэнсеев в Японии постоянно практикуют тренировки и  поединки, даже будучи в  преклонном возрасте. Отношение к обучению у японцев не такое как у нас. Само обучение они понимают по другому. Обучение в восточной философии это не конечный процесс, как у нас. Это – Путь, по которому идет человек до конца жизни.  Путь, который нельзя изучить, по нему можно только идти!  Потренироваться у таких опытных учителей, которые прошли большой Путь – бесценный опыт, который остаётся с нами навсегда. Именно его мы и передаем нашим ученикам в Украине! Даже в гостинице обсуждения не прерывались, хотя было уже далеко за полночь. А дальше нас ждал еще один день, день турнира. Но об этом поговорим в следующей статье.

При копировании материала просим ссылаться на источник https://nipponkempo.com.ua/article/zapiski-o-yaponii-epizod-vtoroy-zanyatiya-v-yaponskom-dodzyo/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.