Ма-ай — японское чувство дистанции

Маай

Что такое ма-ай: дистанция или что-то другое? Этапы развития ма-ай. Как понять свою дистанцию Ма. Зоны и диапазоны боя. Как улучшить свой Ма-ай.

«Идти вперед туда, где не ждут; атаковать там, где не подготовились».

Сунь-Цзы, Искусство войны

Роль дистанции

Первое с чем сталкивается человек, когда входит в общество, это умение контактировать с другими людьми, соблюдать дистанцию со своими партнерами и оппонентами в пространстве. Существует даже такой термин как «проксемика» — объясняющий комфортную дистанцию и расстояние в разных ситуациях и у разных людей. Роль дистанции в повседневном общении огромна. От соблюдения дистанции зависит все: успех, жизнь и здоровье каждого человека. Водитель, управляющий транспортным средством, учится читать дорожную обстановку и соблюдать интервал канкаку (яп. 間隔)  и дистанцию кюори (яп. 距離) c другими участниками дорожного движения.

Ошибка стоит дорого
Любая ошибка при выборе дистанции в боевой ситуации может стоить жизни

Дистанция в рукопашном бою

В боевых ситуациях роль дистанции вырастает многократно. Любая ошибка, любой неверный выбор расстояния между противниками и неправильное время реагирования приводит к поражению. И, если в спорте это максимум разбитый нос или какая-то другая травма, то в реальной боевой ситуации цена ошибки при выборе дистанции – жизнь. Боевая дистанция и досягаемость противника с развитием чувства времени реагирования, являются одним из самых важных качеств в рукопашном бою.

Реакция на любую угрозу — это естественная реакция человека, которая состоит в том, чтобы удалиться с этого места, то есть разорвать дистанцию и уйти в свою зону комфорта, из которой можно и защищаться, и нападать. Те, кто занимался военно-прикладными боевыми искусствами, понимали это всегда. На ролике ниже можно посмотреть занятие по развитию чувства дистанции в рукопашном бою в далеком 1995 году.

 

Дистанция и этикет в Японии

Дистанция в Японии была возведена в ранг этикета поведения — особой философии и принципа общения между людьми различных сословий. Нарушение подобающей  дистанции каралось смертью. 
В эпоху самураев дотрагиваться до самурая или жать ему руку, даже для человека равного, а тем более ниже его по рангу, чтобы показать ему свое доверие и уважение (как это было принято в Европе), приравнивалось к нападению. 
Самурай мог отрубить за это голову. Поэтому соблюдение дистанции и этикета — черта, присущая многим жителям Японии и людям из других стран, практикующих японские боевые искусства.

Ма-ай – что такое ма-ай?

В японских боевых искусствах существует такое понятие как Ма:ай — гармоничный, комфортный для человека интервал времени и пространства, из которого он может совершить как атакующее действие(удар, захват, бросок), так и защитный прием или движение.

Ma (яп. 間) означает не столько дистанцию, а сколько промежуток времени или интервал, связь между внутренним и внешним. Все японское искусство пронизано принципом ма.

Ai (яп. 合い) – гармония, соединение, приспособление живых существ друг к другу, и энергия, которую нужно вкладывать в действия в нужный момент, в соответствии с ситуацией.

Если перевести ма-ай как «дистанция», то смысл этого понятия исказится. Ма-ай выражает взаимосвязь между временем и пространством. Это не статичное понятие. Статичная понятие дистанции, собственно само слово дистанция, по японски звучит как  кюори (яп. 距離). Ма-ай  –  это также не чувство дистанции. Чувство дистанции по японски — кюорикан (яп.距離感).

Ма-ай в разных боевых искусствах — разный. Ма-ай — это умение идеально приспособиться к возникающей ситуации, причем выбор нужной дистанции – только лишь элемент этого умения.  В кумитэ японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо ма-ай — это расстояние встречи, время нужное на преодоления, реакция и ритм атаки. Ма-ай у каждого человека в зависимости от его физического состояния, уровня технической подготовки, его физических параметров — тоже разный, у каждого — свой собственный и каждый может его развивать, улучшать, расширяя диапазон комфортных для себя дистанций, сокращая время своих реакций, улучшая тайминг и ускоряя ритм боя.

Старые мастера говорили, что нужно научиться ощущать страх противника в зависимости от дистанции между вами. Чем ближе противник, тем больше должно быть у вас смелости и навыков. Когда человек научиться понимать свой ма-ай, он может иcпользовать его в стратегии боя — «ma ai no hejho» (яп. 間合いの兵法).

Демонстрация использования ма-ай в стратегии боя

Развитие Ма-ай

Ма-ай — первый основополагающий принцип, который должен усвоить ученик, пришедший в контактные виды единоборств: дзюдо, кендо, каратэ, сумо, кэмпо или любого другого. Этот принцип развивается и в неяпонских видах единоборств, просто у него нет такого совокупного определения как ма-ай.

В европейских дисциплинах то, что называется ма-ай определяют и развивают отдельно: сама дистанция, чувство дистанции, тайминг, ритм боя, реакция бойца.

Ма-ай: Ощущение дистанции

Первое базовое представление что такое ма-ай, новичок получает  ощущая дистанцию, которую нужно соблюдать, обучаясь в паре. Точно такое же соблюдение дистанции и взаимодействие с партнером требуется в танцах, например, аргентинском танго.

Постепенно приходит понимание того какая дистанция слишком дальняя, и с нее невозможно сделать атаку, какая слишком близкая и потому является опасной, и, какая является оптимальной. Но, это всего лишь начальный уровень понимания.

Начинающий спортсмен учится разделять пространство на определенные зоны и дистанции, подбирает под каждую из них свой технический арсенал приемов и действий, который присущ именно ему и именно с подобным партнером, исходя из собственных антропометрических данных и данных своего противника.  Отработка упражнений на чувство ма-ай проводится постоянно, а не периодически.

Ма-ай: Дистанция в тактике боя

Через некоторое время занятий спортсмен начинает понимать, как держать дистанцию, которая будет опасна для противника, но безопасна для себя самого. И, это уже не просто чувство дистанции. На этом этапе начинает формироваться тактика боя. Постоянно практикуясь в кумитэ с разными противниками, которые имеют различные вес, рост, используют различные позиции (камае), обладают различным техническим арсеналом приемов, а в последующем и вооруженных различным оружием (нож, палка, пистолет), ученик вырабатывает уникальные конкретно для себя дистанции, позиции и положения, которые для него выгодны, а для противника — нет. Вырабатывается способность чувствовать  свой ма-ай. На этом уровне подготовки можно говорить о проявлении принципа Син-ки-рюоку-ичи (яп. 心気力一致) (ум, дух и тело в единстве). Этот принцип гармонично переплетается с ма-ай.  Это второй уровень понимания и развития ма-ай, и ученики, которые достигли его, достойны черного пояса. Но все это — только начальный уровень, когда мастерство ученика начинает оттачиваться в многочисленных вариантах поединков кумитэ.

контроль дистанции
Контроль дистанции

Единство ума, духа и тела

Принцип Син-ки-рюоку-ичи является одним из основных требований к получению иппон (чистого балла)  в спортивных поединках в Ниппон кэмпо. Это объединения ума, духа и тела в одно целое для решения задачи в пространстве ма-ай. У новичков ранга цветного пояса — один тип решения задачи, у мастеров, имеющих черный пояс — другой. По мере становления мастерства комфортная дистанция меняется, скорость применения техник растет, используется рванный ритм атак и защит.

Защитное снаряжение Богу в упражнениях ма-ай
Неправильное и неумелое использование ма-ай часто приводит к травмам и разбитым носам. Настоящий ма-ай не наработаешь в бесконтактном бою. Контактный же бой без защитного снаряжения чреват травмами. Использование в Ниппон Кэмпо защитного снаряжения богу (яп. 防御), позволяет тренировать ма-ай в контактном бою без травматизма.
дистанция в атаке
Срыв дистанции при атаке – если бы не защитное снаряжение, травма была бы обеспечена

Эффективность и контроль

Cледует напомнить еще об особом приеме, связанным с умением контролировать дистанцию и свои действия — сун томэ (яп. 寸止め).

Сун — расстояние равное 1 дюйму, или 2,54 см. 
Томэ — остановка.

Сун-томэ означает умение остановить удар на расстоянии в 3 см от цели. Человек, умеющий применять свою силу для разрушения, должен уметь ее контролировать. Противоположный технический прием иккен хисатцу (яп. 一拳必殺) «убить одним ударом», к идеальному выполнению которого стремятся в японских боевых искусствах. Таким образом, выполняя любое упражнение Будо, ученик, с одной стороны, стремится максимально эффективно использовать дистанцию и свою силу, а с другой – старается контролировать свои действия.

Классификация дистанций Ма

Существует три стандартных, наиболее распространенных вида дистанции ма-ай, которые используются в большинстве японских боевых искусств:

    • Учи-ма (яп. 内間) –  идеальная (средняя, удобная)  дистанция. С этой дистанции вы можете с подшагом достать противника, но и он может сделать то же самое.
    • Чика-ма (яп.近間) –  слишком маленькая (неудобная) дистанция. Однако в Ниппон Кэмпо, такая дистанция может быть и удобной, так как в кэмпо много борцовской техники, когда короткая дистанция позволяет сделать бросок, удушение или болевой контроль
    • То-ма (яп.遠間) –  слишком длинная дистанция. Ни вы, ни противник, не достанете друг друга даже с подшагом.

Имеет место быть и другая квалификация дистанции. Например: смертельная дистанция (cи-но-ма) и дистанция жизни (cей-но-ма).

В процессе боя дистанция изменяется очень быстро, есть такое понятие — «рвать» дистанцию, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения расстояния между соперниками. На различных дистанциях применяются разные средства как для атаки, так и для самообороны. На дальней дистанции используют ударную технику ног и рук. В ближней используют захваты, броски, болевые контроли.

Как понять свою дистанцию Ма?

Ма-ай — это дистанционное пространство и ваши возможности, в том смысле, что вы можете использовать его, чтобы обеспечить преимущество в вашей атаке, или использовать атаку противника против вас для своей победы. Если вы можете четко выиграть иппон (яп. 一本), это — ваша дистанция. Если вы не можете достичь оценки иппон, то вы далеко до противника. Дистанция в понимании ма-ай — это возможность сделать эффективное техническое воздействие на противника. Зона влияния вашего дистанционного пространства на противника может быть больше или меньше. И вы должны провести технический прием в идеальный момент времени.

Зоны и диапазоны боя

Пять основных диапазонов боя Го ма-ай (яп. 五 間 合)

      1. Дальность диапазонов нападения «Hassha-tai» (яп. 発射体);
      2. Диапазон ручного оружия «Buki» (яп.武器)
      3. Диапазон нападения ногами «Ashi» (яп.脚)
      4. Диапазон нападения руками «Ude» (яп.腕)
      5. Борьба, клинч «Kakutо» (яп.格闘)

Существует четыре основных зоны боя кумитэ:

    • Зона безопасности, где нет надобности беспокоится об отражении атаки в любой момент;
    • Зона защиты, где проведение защиты или контратаки необходимо, создание зазора «sukima» (яп. 隙間);
    • Зоны выхода, куда можно переместится, чтобы избежать непосредственного столкновения, так называемая «мертвая зона» «shikaku» (яп. 死角) – сектор со стороны спины;
    • Опасная зона, где вы оказываетесь уязвимы

Сутью концепции ма-ай является нахождение на таком расстоянии от соперника, чтобы вы могли атаковать или выйти из-под атаки, сделав один шаг. Это позволяет эффективно входить в зону защиты соперника и выходить из нее.

Как улучшить свой ма-ай

Нужно понимать как происходит противостояние, поединок, и тогда можно понять, что именно влияет на  качество вашего ма-ай.

Первый этап. Когда поединок начинается, у вас есть первичный способ воздействия, который проявляется в виде соотношения ваших физических параметров и параметров противника, физической силы и кондиции тай-чикара (яп. 体力), психической подготовки ки-гамае (яп. 気構え), физической готовности ми-гамае (яп. 身構え), координации и ловкости, начальной техники ваза (яп. ). Эти качества должны быть подготовлены и уже на самом начальном этапе боя поставят вас в выигрышное или проигрышное положение. Например: если у вас плохая стойка или соперник выглядит более физически крепким — это повлечет за собой неуверенность в своих действиях, неправильный выбор дистанции, потерю инициативы, а значит ухудшенную реакцию на действия противника. Поэтому как это ни покажется странным, нужно в первую очередь работать над этими параметрами: тай-чикара, ки-гамае, ми-гамае и техническим арсеналом ваза

Второй этап. Это сам поединок. Во время поединка проявляются такие виды подготовки как боевой дух точи (яп. 闘志), выбор времени и ритм хайчи (яп. 拍子), дыхание кокю (яп. 呼吸), уверенность в себе дзисин (яп. 自信), сосредоточенности движения и воли куфу (яп. 工夫), объединение энергии дыхания и крика киай (яп. 気合).

Все эти качества дают вам преимущество в физическом давлении на противника Сэмэ и навык сокращать дистанцию чика йори (яп. 近寄る). Дополнительно обязательное преимущество в технических наработках какуси ваза (яп. 隠し技), хорошая скорость реагирования, и тактическое чтение противника, и применение кимэ в сочетании с дзансин (яп. 残心). Все это даст преимущества, особенно перед более слабым противником.  Тренируйте эти качества.

Но, что же делать,  если перед вами более сильный и опытный противник?  Для этого вы должны уметь концентрироваться и, применяя принцип Син-ки-рюоки-ичи, преодолевать пространство, которое отделяет нас от противника для реализации своей техники. Ставить противника в невыгодное для него и выгодное для вас положение. Это умеет делать опытный мастер. Причем опытный мастер будет это делать на уровне своего подсознания (ханса ундо).

В Ниппон кэмпо никто не носит на черных поясах никаких нашивок как это принято, например, в других единоборствах. И на турнирах на татами выходят соперники с одинаковыми черными поясами но с разными данами. Никто не знает, кто будет противниками в поединке — первый дан против четвертого или пятого дана. Это дань уважения к младшим ученикам, «большие погоны» не давят авторитетом на младший состав. Традиции — на войне все в одном строю. От полковника до солдата.

Японский рукопашный бой Ниппон кэмпо и прекрасен тем, что у любого ученика уровня черного пояса есть шанс выиграть у более высокого по рангу противника в кумитэ мастерского уровня Дан Кумитэ. Первый дан может выиграть у пятого дана используя силу своего маай.

И последний, и очень важный совет по совершенствованию ма-ай. Ма-ай невозможно развить никакими одиночными ката, никакими отдельными упражнениями. Только спарринги, парные ката, тренировочные  и реальные кумитэ.

Стремитесь изучать ма-ай, ведь, если вы им овладели, то это будет означать, что ваши достижения в Ниппон кэмпо очень велики.

 

При копировании материала просим ссылаться на источник https://nipponkempo.com.ua/article/ma-aj-kachestvo-nastoyashhego-voina/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.