Фулл-контакт. Забытый стиль Ниппон Кэмпо каратэ

История появления фулл-контактных стилей. Почему кикбоксинг и ММА обязаны своим появлением Ниппон Кэмпо.

 

Panem et circenses(Хлеба и зрелищ!)

Хлеба и зрелищ

«Хлеба и зрелищ!» – древнее выражение, является классическим выражением простых запросов людей, необходимых для удовлетворения их минимальных потребностей. По сути, это высказывание, дошедшее до нас из периода расцвета гладиаторских боев, не изменило своей актуальности и в настоящее время, в ХХI веке. Одна разница: современный человек обязательно зафиксирует себя на смартфон и выложит свое фото или видео в интернет, будь-то вечер в ресторане или футбольный матч.

Однако благодаря этому “низменному”, но вполне естественному желанию получать зрелища, развивались все виды художественных искусств, театры, а также все без исключения виды спорта. Кулачные бои и борьба  – одни из самых ранних зрелищ и развлечений у всех народов мира.

Важно! В мире единоборств следует различать БИ (боевые искусства) и спортивные системы боя. Боевые искусства своему развитию  обязаны не тому, что они были востребованы как зрелища, а реальной, очень осязаемой пользой для тех, кто ими владел – такие люди получали отличные навыки выживать в боевых конфликтах, побеждать своих врагов с целью защиты своего имущества и получения имущества врага. Фактически – это воинские искусства, где важен не эффект, а эффективность. В спортивных, зрелищных единоборствах все наоборот: эффект, зрелище превыше всего. Такие единоборства развивались благодаря желанию толпы насладиться поединком, болеть за “своего”, увидеть, как боец, за которого ты болеешь, разорвет своего противника. И при этом сидеть в безопасности  в зале или перед телевизором, есть попкорн, запивать все это пивом и наслаждаться табачным дымом. И делать при этом ставки в надежде сорвать большой куш. За это готовы были и готовы сейчас платить любые деньги.
Гладиаторы
Гладиаторские бои. Если вдуматься, это ведь тоже зрелищные, а значит, спортивные состязания. Просто проигравшего ждала смерть.

Современные зрелищные (спортивные) единоборства

К таким современным зрелищным единоборствам относятся не только спортивные олимпийские: бокс, борьба, дзюдо, каратэ и т.д., но и полноконтактные единоборства «без правил».  Которые являются также спортивными дисциплинами, только профессиональными. По настоящему правила в той или иной мере существуют, но  в реальности бои имеют мало ограничений и максимально приближены к уличной драке, где для достижения победы все средства хороши.

Бой в клетке UFC.  Не правда ли, не менее зрелищно, чем на арене гладиаторов? Крови, боли, мужества  – не меньше, чем на аренах древнего Рима!

В первую очередь это MMA (Mixed martial art – смешанные боевые искусства): бразильское джиу-джитсу, вале-тудо, кикбоксинг, тайский бокс «муай тай», французский «сават», китайский «саньда», и другие. В свое время особую популярность как площадка, где встречаются бойцы любых стилей, приобрел формат UFC.  

UFC - Ultimate Fighting Championship, впервые проведенный в Денвере, США, в 1993 году полуподпольный турнир без правил, на котором сошлись 8 представителей разных стилей единоборств: кикбоксинга (2 представителя), каратэ, бокса, шутбоксинга, сават, бразильского джиу-джитсу и сумо. Главная интрига матча – кто сильнее, ударник или борец? В итоге победу в турнире одержал представитель бразильского джиу-джитсу Ройс Грэйси. Шоу собрало так много денег на платных телеканалах, что было решено продолжить проект. Именно для этого шоу был специально придуман и разработан восьмиугольный ринг октагон, со всех сторон обтянутый проволочной клеткой.  Сейчас клетка стала визитной карточкой боев без правил MMA, а сам UFC фактически превратился в отдельный стиль смешанных единоборств.

Фулл контакт. Предпосылки

Закончилась Вторая мировая война, которая сдвинула и перемешала все народы земного шара: множество беженцев поменяло место жительства, множество военнослужащих задержались на долгие годы на тех территориях, на которых их застала победа. Американские военные базы основательно закрепились в Японии и в странах Восточной Азии. Люди, прошедшие войну, занимавшиеся боевыми искусствами не ради зрелищ, а ради выживания, мигрировали со своим багажом навыков и знаний по всему миру. Часто лучше всего они умели драться и выживать. И, возвращаясь домой, наполненные новыми, нестандартными для мирного общества знаниями, они открывали  различные школы рукопашного боя. Мастера восточных боевых искусств переезжали на другие континенты и там также открывали свои школы. Специалисты и любители, владеющие навыками контактных систем бокса, тайского бокса, французского бокса, борьбы, пытались выяснить между собой, кто сильнее, и что лучше, борьба или бокс. Это все давало среду для изменений и развития различных систем единоборств. Особенно интересовала эффективность ударной техники в различных боевых искусствах, которую никак невозможно было выяснить, кроме как при проведении поединков в полную силу (Full-contact) .

C другой стороны, в 50-х годах XX века телевидение стало играть ключевую роль в досуге населения. Кроме фильмов, которые и ранее были доступны в кинотеатрах стал доступен и новый формат – формат телешоу.

Боевые искусства в кино
Впрочем, именно кинематографу принадлежит пальма первенства в создании интереса к единоборствам вообще и восточным боевым искусствам в частности. Например, в этот период выходят фильмы Акиро Куросавы, ставшие классикой «Расёмсон»(1950 г), «Семь самураев» (1954 г)»,  «Телохранитель» (1961 г). Фильмы с Брюсом Ли «Путь дракона» (1972 г), «Ярость дракона» (1976 г). Фильмы с Джеки Чаном: «Пьяный мастер» (1978 г), «Доспехи бога» (1987 г). Но самыми знаковыми фильмами о фулл-контакте были, конечно, фильмы с участием Жан-Клода Ван Дамма «Кровавый спорт» (1988 г) и «Кикбоксер» (1989 г).
Фулл контакт
Жан-Клод Ван Дамм в фильме “Кровавый спорт”. Этот фильм в свое время увлек рукопашным боем множество мальчишек

Основным контентом телешоу в это время были спортивные мероприятия, особенной популярностью пользовались фубол, хоккей и, конечно же,  различные единоборства: бокс, борьба, реслинг.

Фулл контакт. Зарождение

Существует две ветви зарождения фулл-контакта. Американский фулл-контакт, получивший сногсшибательную популярность в 1993 году с момента проведения того самого  чемпионата UFC в Денвере, о котором мы писали выше, и на котором неожиданно для всех (тогда неожиданно) победил боец, владевший борцовской, болевой и удушающей техникой бразильского джиу-джитсу.

Бразильское джиу-джитсу. Берет свое начало также из Японии, от мастера Мицуё Маэды, ученика знаменитого сэнсея Кано Дзигоро, основателя дзюдо. В 1914 году, когда термин дзюдо был не распространен, а техника называлась джиу-джитсу, Мицуё Маэда в рамках мирового турне прибыл в Бразилию, где остался на несколько лет. Сам Мицуё Маэда называл свой стиль «джиу-джитсу Кано», по имени своего сэнсея Кано Дзигоро. В 1916 году к нему в ученики попал Карлуш Грэйси из семьи Грэйси, которая развивала бразильское единоборство вале-тудо(“все дозволено”). Именно Ройс Грэйси, потомок Карлуша Грэйси, был тем самым бойцом, который победил всех  титулованных соперников в первом чемпионате UFC в Денвере, используя болевую и удушающую технику, которой когда-то научил его предка японский сэнсей Мицуё Маэда.

Азиатский же фулл-контакт, породивший такой популярный сейчас стиль, как кикбоксинг, получил серьезный толчок развития в 1959 году благодаря одному человеку. Имя этого человека  – Тацуо Ямада.

Тацуо Ямада. Забытый стиль Ниппон кэмпо каратэ

Да, да, это именно тот Тацуо Ямада, который вместе с шестью другими японскими мастерами основал в далеком 1932 году общество «Дай Ниппон Кэмпо» (Ниппон Кэмпо Великой Японии), первую полноконтактную систему смешанных единоборств. Председателем «Дай Ниппон Кэмпо» был выбран один из этих семи мастеров  – Саваяма Мунэоми, человек, портрет которого присутствует сейчас в любом додзё Ниппон Кэмпо, развивавший Ниппон Кэмпо до самой своей смерти.

Ниппон Кэмпо
Одни из первых соревнований Ниппон Кэмпо. Бойцы одеты в кэйкоги и полную защитную экипировку Богу

Тацуо Ямада также развивал и практиковал собственный стиль и имел в 1959 году свое собственное додзё под названием «Ниппон Кэмпо каратэ» в Токио, в то время, как Саваяма преподавал Ниппон Кэмпо в Осаке, в государственном Университете Кансай.

Ниппон Кэмпо изначально задумывалась как открытая боевая система, которая принимала в себя все самое лучшее, самое эффективное из любых боевых систем. Поэтому, когда в 1959 году в Токио приехали с показательным выступлением тайские мастера муай-тай, Ямада, единственный из сэнсеев множества токийских школ  каратэ и джиу-джитсу, пригласил ряд из них остаться для преподавания  в своем додзё. Бойцы Муай-Тай на презентации в Асакуса-холле, кстати, вызывали на поединок любых представителей японских единоборства для демонстрации мощи Муай-Тай. Однако гордыня японцев, их уверенность в собственном самурайском превосходстве,  была настолько высока, что они игнорировали вызов, и вообще Муай-Тай, как боевое искусство.

Муай боран

Муай-Тай (Muay Thai) или Муай боран – наименование тайского бокса в Таиланде. Создана на основе сиамской системы краби-крабонг (рукопашный бой с оружием) и системы лердрит (Lerd Rit) - прикладного боя без оружия. Муай Тай - жёсткая полноконтактная система самозащиты, в основном использующая ударную технику рук и ног, особенно развита техника применения локтей и коленей. Поединки ведутся до проигрыша противником нокаутом или нокдауном. Система ведения поединков построена на раундах, поединок ведется в ринге. Захваты и броски, болевые заломы и удушения не используются. Применяются техники «обвисания» и разбалансирования противника в «клинче». Характеризуется ведением жесткого боя, основанного на силе ударов и стойкости тела.

Если бы не приглашение Тацуо Ямада, возможно, мы бы не знали  сейчас такого понятия как кикбоксинг, и не было бы очень активного развития японского зрелищного фулл-контакта K1, который доминировал в профессиональном спорте с 60-х годов прошлого и до первого десятилетия XXI века.

Тацуо Ямада, Tatsuo Yamada (山田辰夫や) (1905-1967) внес огромный вклад в развитие полноконтактных систем единоборств смешанного типа: полноконтактного каратэ, кикбоксинга и Ниппон Кэмпо.
Тацуо Ямада Ниппон Кэмпо каратэ
Тацуо Ямада по кличке “Бешеный”
Родился в городе Акаси префектуры Хёго. С детства он изучал технику одной из ветвей старинных школы Будзюцу Такеноучи-рю (日本竹内流) под руководством своего отца, одного из руководителей стиля, Такеши Саичи(竹内佐一).

Такеноучи-рю - один из основных стилей японского дзю-дзюцу(джиу-джитсу). В данной боевой системе изучают не только традиционное японское оружие (меч, копье, нож, палка), но и технику рукопашного боя без оружия,  технику пленения и связывания (ходзюцу).

В юношеском возрасте Ямада изучает каратэ-до у мастера Гитина Фунакоси, а затем в возрасте 19 лет Ямада переезжает в Осаку, где 1924 году становится учеником великого мастера и бойца кэмпо стиля Тотэ (唐手) из Окинавы Мотобу Теки (本部 朝基, 1870–1944) прозванного Сару-но-Мотобу (Обезьяна Мотобу).
Мотобу Тёки
Мотобу Теки в последние годы жизни
Мотобу Теки, один из выдающихся мастеров боевых искусств Окинава. Практиковал сугубо практический и жесткий подход в обучении рукопашным боем. Не считал каратэ Гитина Фунакоси настоящим боевым искусством.  В 1926 году Ямада становится помощником учителя в додзё «Мотобу» Осаки. В это же время он знакомится с Савямой Масару, будущим главой Ниппон Кэмпо. В конце 20-х годов он вместе с учителем Мотобу Тёку переезжает в Токио.
Мотобу и Ямада
Мотобу Теки (в центре) и его лучший ученик Тацуо Ямада (справа на фото от него) в школе тотэ “Мотобо-рю” в Осаке
При приезде в Токио, Ямада поступает в университет, где знакомится с Сусуму Ногучи, учителем и бойцом английского бокса. У Сусуму Ногучи в 1934 году родится сын, которого он назовет Осаму.
Тацуо Ямада и Мотобу Теки
Тацуо Ямада и Мотобу Тёки
Тот самый Осаму, которого в 1959 году Тацуо Ямада познакомит со своим полноконтактным каратэ и тайским боксом Муай-Тай. Тацуо Ямада любил драться и использовать в поединках любые приемы и удары, лишь бы они были очень жесткими, за что получил кличку «бешеный». Совместные занятия с боксерами повлияли на идею соединения техники борьбы джиу-джицу, бокса и каратэ.В 1932 году Тацуо Ямада в числе семи мастеров рукопашного боя становится одним из основателей первого в мире смешанного единоборства «Ниппон Кэмпо», в котором воедино были собраны как борцовская и болевая техника дзю-дзюцу, так и ударная техника каратэ.  Однако идея использовать защитное снаряжение в боях кумитэ не очень нравилась Ямаде. Он, по примеру своего учителя Мотобу Теку считал, что использовать защитное снаряжение Богу, которое применяется в Ниппон Кэмпо, не достойно настоящего самурая, который должен закалять свое тело и дух, делая их непобедимыми. Возникла идея создания единоборства смешанного типа но только в боксерских перчатках и с элементами борьбы, болевых и удушающих приемов. После войны Тацуо Ямада открывает свое додзё, которое в последствии получает название «Ниппон кэмпо каратэ» (日本拳法空手道). Этот стиль Ямада считал идеальным каратэ, или смешанным боевым искусством с полным контактом. До конца своей жизни, в 1967 году Тацуо Ямада работает над совершенствованием Ниппон Кэмпо каратэ.
Фулл-контакт
Тренировочный кумитэ в полноконтактном каратэ

Тацуо Ямада развивает свой полноконтактный стиль на основе Ниппон Кэмпо, который называет «Каратэ-Боксинг» (空手道拳击), фулл-контакт, где из защитного снаряжения были только паховая раковина, перчатки  и капа, публикуя статьи и фотографии тренировок и боев из своего додзё в японских журналах. Позже, в начале 1960-х годов он возвращается к названию «Ниппон Кэмпо каратэ». В 1962 году в гимназии Коракуен были проведены первые соревнования по полноконтактному «Ниппон Кэмпо каратэ». В этом же году Ямада появился на телеканале NHK TV, и продемонстрировал полноконтактное каратэ (Ниппон кэмпо каратэ) в перчатках.

Осаму Ногучи
Осаму Ногучи, промоутер, отец профессионального кикбоксинга

Вот эти самые публикации и телепрограммы обратили внимание на Ниппон Кэмпо каратэ  Осаму  Ногучи, промоутера из семьи боксеров, который сыграл огромную роль в развитии зрелищных фулл-контактных единоборств, и которому приписывают рождение самого термина «кикбоксинг». Осаму Ногучи было несложно связаться с Тацуо Ямадой, так как его отца связывала старая дружба с Ямадой.  Там же, в додзё Тацуо Ямады промоутер Ногучи знакомится с Муай-Тай.

Отличия Ниппон Кэмпо vs Ниппон Кэмпо каратэ. Отличие от Ниппон Кэмпо Саваямы Масару, которое сейчас распространено во всем мире, заключалось в том, что: - 
- присутствовало разделение по весовым категориям и классам участников; 
- в соревнованиях не использовалась никакая защитная экипировка и традиционная японская одежда для занятий кэйкоги (которую у нас называют ошибочно кимоно). Только штаны, перчатки, капа и защита паха. Это практически та же экипировка, что сегодня применяется в современных смешанных единоборствах полного контакта.
Правила Ниппон Кэмпо каратэ Тацуо Ямада успел создать правила соревнований для Ниппон Кэмпо каратэ. Судейская команда состояла из одного судьи и трех помощников. Бой состоял из раундов с перерывами по две минуты и проходил в ринге, ограниченном канатами. Победа присуждалась при сдаче спортсмена, техническим нокаутом, болевым контролем или удушающим приемом. Нельзя было кусаться, бить в пах, глаза, горло, суставы, позвоночник или затылок, хвататься за канаты, атаковать противника, который собирается вставать, нельзя добивать упавшего соперника.

Осама Ногучи устраивает несколько соревнований по смешанным боям,  с участием бойцов муай-тай, каратэ различных стилей, ниппон кэмпо каратэ. Тацуо Ямада неонократно участвует в этих соревнованиях с учениками своего додзё и неоднократно его последователи  выходят победителями.

В 1963 году Осаму Ногучи выходит на новый уровень, он задумывает шоу «Каратэ против Муай-Тай» и получает промоутерский контракт на ТВ-трансляцию поединков. Естественно, он предлагает Тацуо Ямаде и его бойцам участие в шоу. Однако Ямада отказывается из-за запрета использовать болевые и удушающие приемы. Только ударная техника, пусть даже и в фулл-контакт единоборствах, Тацуо Ямада не устраивала. Он остается последователем смешанных единоборств. Ямада и Ногучи расстались. Через три года, в 1967 году Ямада умрет от рака печени. Его сын Цукуда Ямада, будучи официальным преемником, не смог продолжить дело отца, хотя и старался развивать полноконтактное Ниппон кэмпо каратэ.  Интересно, как пошло бы развитие фулл-контакта, если бы Ямада согласился в свое время на предложение Осаму Ногучи.  Или Ногучи пошел бы на разрешение использовать болевые и удушающие приемы. Этого не случилось. К сожалению, Ниппон кэмпо каратэ было забыто. А шоу должно было продолжаться – Show Must Go On!

Взлет фулл-контакта. Show Must Go On!
В устроенном в 1963 году Осамой Ногучи турнире «Каратэ против Муай-Тай» в Токио, японцы, представители каратэ, одержали победу. Одним из выступавших от Японии был 20-летний, полный самурайской надменности, обладатель  черного пояса, 3 дан, Хидеку Сирахи, победитель множества турниров по каратэ в Японии. Он разгромно проигрывает тайскому боксеру Самарну Сор Адисорну.
Бой не продлился и 2 раундов. 16 нокдаунов, 3 сломанных ребра и многомесячное восстановления утраченного здоровья – цена этого боя для Хидеку Сирахи. И этот бой увидела вся Япония. Слабость японского каратэ поразила Хидеки и всю Японию. Этот бой послужил хорошим уроком. Его видел и Ояма Масатцу, имевший уже к этому времени свою школу каратэ, которую мы знаем сейчас под названием киокушинкай, а тогда она называлась кэнка-каратэ. Ояма под впечатлением поражения Сирахи долго отказывался от боев с муай-тай, но Осама Ногучи уговорил его. Поэтому, когда в 1964 году Ногучи решил сделать матч-реванш в Бангкоке, Ояма дал добро на подготовку своих учеников киокушинкай к боям в Таиланде.  С Тацуо Ямадой он не контактировал, Ояма был очень гордым человеком, поэтому Осаму Ногучи переманил из додзё Тацуо Ямады мастера муай-тай Исоласака Индара Лат. И вот, в январе 1966 года три каратиста из школы Оямы приехали в Бангкок и провели матч с тайскими чемпионами. Две победы и одно техническое поражение из-за рассечения. Ояма Масатцу прославил Японию и свой собственный жесткий контактный стиль киокушинкай каратэ. С этого момента киокошинкай стал базовой системой для зарождавшегося кикбоксинга.
Хидеку Сирахи и Осаму Ногучи
Хидеку Сирахи(слева) и Осаму Ногучи(справа)
Что касается Хираси Сираху, который проиграл в 1963 году, то после восстановления здоровья, он, по совету и под присмотром Осаму Ногучи начал готовиться к реваншу по новым техникам полноконтактного каратэ, тем самым техникам, которые развивал Тацуо Ямада вместе с Осамой Ногучи, только без техники борьбы, а также новым техникам киокушинкай Оямы Масатцу.  Со временем Хираси Сираху поменял не только собственную технику боя, он поменял всё, и даже личность. Он взял себе другое имя - Тадаси Савамура и стал выступать в полноконтактных поединках, проводимых Японской Ассоциацией Кикбоксинга, которую создал тот самый Осама Ногучи. «Демон Боли», «Демон кикбоксинга» - так называли Тадаси Савамуру.
Тадаси Савамура
Демон боли Тадаси Савамура, удар коленом в прыжке
Успех был гигантский – Савамура стал лицом нового вида полноконтактного спорта - японского кикбоксинга. В конце 60-х и в 70-х годах кикбоксинг (англ. kickboxing, от kick - удар, пинок и boxing – боксирование), стал новой гремучей смесью полноконтактного каратэ Ямады,  и тайского бокса в мире единоборств, вплотную подобравшись по популярности к профессиональному боксу.
Савамура дал импульс всей новой полноконтактной ударной технике боя. В 1973-м году ему был вручён главный приз японского спорта – одна из самых престижных наград Японии, выдаваемая от лица премьер-министра. Такую обычно получали только самые известные спортсмены из самых популярных в Японии дисциплин: сумо и бейсбола. Савамура – единственный кикбоксёр в этом списке. Под влиянием бесстрашного стиля Савамуры японский кикбоксинг порвал все связи c пацифистскими философиями карате.
Тадаси Савамура
Тадаси Савамура в атаке. Ну разве не зрелищно? Даже с возможностями фото и ТВ второй половины XX это и сейчас выглядит впечатляюще!
Все 70-е прошли в адских рейтингах и боях. Кикбоксинг возглавил ТВ-рейтинги не только Японии и всех стран Юго-Восточной Азии, но и рейтинги европейского и американских континентов. Савамура был звездой нового полноконтактного вида спорта. Вот его результаты: 232 победы; 228 нокаутов; 5 поражений; 4 ничьи. Его процент нокаутов 94,6% выше, чем  у какого либо любого известного бойца профессионального бокса: у Рокки Марчиано – 87,76%, у Виталия Кличко – 87,23%, у Майка Тайсона – 75,86%.

После Савамуры в кикбоксинге были и другие великолепные бойцы: Бенни Уркидес, Джо Льюис, Энди Хуг, Реми Боньяски и другие, ставшие легендами. Но только Савамура, остался иконой кикбоксинга.
Вячеслав Журавлев
Вячеслав Журавлев, президент “Ниппон Кэмпо – Украина” и Федор Емельяненко, многократный чемпион MMA

Идея Ямады о соревнованиях смешанного типа, в перчатках по правилам полноконтактного каратэ, с болевыми контролями, бросками и удушениями, была утрачена. Она вернулась, но уже в 1993 году, на другом континенте, когда бразилец Ройс Грэйси продемонстрировал превосходство смешанного стиля как над ударными, так и над борцовскими стилями.

Но, благодаря элементам тайского бокса, интегрированным Ямадой, в современное Ниппон Кэмпо пришло много новых техник проведения боя в клинче, использование коленей, локтей, сваливании и разбалансировок противника в стойке. Из методики тренировок кикбоксинга в Ниппон кэмпо была внедрена практика работы на боксерских мешках и лапах(падах), комбинаторные  серии ударов, раундовая работа, бой с тенью. И это все – благодаря Тацуо Ямада.

При копировании материала просим ссылаться на источник https://nipponkempo.com.ua/article/full-kontakt-zabytyj-stil-nippon-kempo-karate/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.