Джиу-джитсу и Ниппон кэмпо

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – боевое искусство самураев. Суть  джиу-джитсу.  Предшественники джиу-джитсу. Основные принципы джиу-джитсу. Джиу-джитсу сегодня. Что общего у Ниппон Кэмпо и джиу-джитсу.

 

С тем, кто познал бесполезное можно говорить и о полезном.

Чжуан-цзы

Любые системы рукопашного боя и самозащиты на протяжении своего существования  имеют как периоды подъема, так и периоды упадка. Время расцвета единоборства,  лучший момент тактического и технического превосходства над другими системами рукопашного боя. Все, кто занимался такой системой рукопашного боя в его «золотое время», не сомневался, что он обладает самыми лучшими, реальными навыками самообороны и самозащиты. Так было с каратэ, боксом и даже вольной борьбой. Но, проходит какое-то время, и такие системы рукопашного боя начинают отдавать свои позиции другим, новым школам. Так было и с классическим джиу-джитсу.  Время подъема и время забвения.

Бразильское джиу-джитсу
Бразильское джиу-джитсу использует преимущество борьбы в партере

Именно такой период взлета сейчас переживают бразильское джиу-джитсу BJJ (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro, англ. Brazilian Jiu-Jitsu), бои без правил ММА (англ. Mixed martial arts), смешанные единоборства UFC (анг. Ultimate Fighting Championship), а также различные виды грепплинга. Все эти новосозданные системы появились примерно в начале 90-х годов XX века и используют преимущество борьбы в партере с элементами болевых контролей и удушающих приемов. Многие из этих молодых видов спорта ссылаются на то, что в основе их системы лежат техники и принципы классического джиу-джитсу.

Уэсиба
Многие системы рукопашного боя, в том числе и айкидо, берут свое начало в джиу-джитсу

Многообразие джиу-джитсу

Некоторые системы идут в ногу со временем, видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, развиваются, расширяются и распространяются на другие территории. Другие разветвляются, становятся основой для формирования новых боевых искусств.  Третьи застывают в каких-то традиционных канонах суждений и техник, и остаются в виде небольших школ, которые живут только благодаря редким последователям. Как ни странно, джиу-джитсу – это та система рукопашного боя, которую можно отнести ко всем этим трем группам.

Вообще многие обыватели, когда слышат термин «джиу-джитсу», думают, что это что-то из области японских тайных знаний. И, знание техник джиу-джитсу ставит человека выше любого бойца других систем рукопашного боя. Такой человек воздушными пассами выкручивает суставы соперника и неуловимым движением своего таза может поломать его берцовую кость. Но, это не так. Чтобы понять, что же такое джиу-джитсу нужно заглянуть вглубь истории военного искусства Японии и попытаться понять место джиу-джитсу в развитии всех японских боевых искусств.

Так что же такое джиу-джитсу? И как эта система рукопашного боя повлияла на становление многих других систем самообороны и самозащиты, и не только в Японии? В частности,  в чем заключается родство Ниппон кэмпо и джиу-джитсу, кроме страны происхождения?

Сёриндзи-кэмпо
Сёриндзи-кэмпо. Левой рукой защищающися держит руку лежащего противника в болевом замке(прием джиу-джитсу)

Джиу-джитсу, дзю-дзюцу и дзавара. Суть боевого искусства

Название «джиу-джитсу» нам известно по английской транскрипции (jiu-jitsu, jujutsu). Однако по японски джиу-джитсу пишется двумя иероглифами 柔術 и произносится как дзю-дзюцу. Дзю-дзюцу – значительно менее распространенное название этого же боевого искусства. Кстати, по другой транскрипции эти иероглифы читаются как дзавара.

Суть  джиу-джитсу лежит в его названии. Первый иероглиф 柔 означает мягкий, податливый, уступчивый, гибкий. Второй иероглиф 術 – техника, способ, искусство. Если все соединить, то получится «искусство мягкости», японцы же вкладывают в него несколько другой смысл – «искусство податливости».

Джиу-джитсу в литературе
Мы знаем, что истоки знаменитого японского единоборства каратэ лежат на Окинаве, острове, очень близко расположенным к Китаю, и до XIX века не принадлежавшем Японии. Джиу-джитсу – это исторически японское боевое искусство, развивавшееся на главных островах Хонсю, Хоккайдо и Кюсю. Не даром, вымышленный герой Б.Акунина, действие романов, которого происходит на рубеже XIX-XX века, Эраст Петрович Фандорин в совершенстве познал именно джиу-джитсу. Действительно, окинавское каратэ во время молодости сыщика Фандорина только начало проникать в Японию, количество же различных школ джиу-джитсу на японских островах в то время исчислялось сотнями, если не тысячами. И переводчик с японского, ученый-японист Григорий Чхартишвили, пишущий под псевдонимом Борис Акунин, не мог этого не знать, поэтому наделил своего героя навыками не каратэ, а джиу-джитсу.

Предшественники джиу-джитсу

Сумо

Первые документальные упоминания о сумо, как о борьбе, зафиксированы в «Кодзики» («Записи древних дел»), японской летописи, датированной 712 годом. Причем в «Кодзики» в виде легенды рассказывается о событии, произошедшем за 2500 лет до даты написания летописи, когда боги сошлись в поединке сумо за право владения Японией.

Фото сумоистов конца XIX века
Фото сумоистов конца XIX века.

Сумо было средством выяснения отношений между противоборствующими сторонами, японской национальной борьбой. В Японии cумо относят к боевому искусству. Легенды гласят, что поединки между борцами сумо заменяли сражения между армиями феодалов. Технический арсенал сумо не так велик, бои проводятся только стоя,  очень ценится физическая сила и вес борца.

Ёрои-кумиути

Начиная с X века в феодальной Японии, среди самураев на основе сумо очень активно развиваются боевые искусства, базовый технический арсенал которых составляют броски, толчки, сваливания, болевые приемы, удушения. Но не ударная техника, как в китайских кунг-фу(кэмпо), ушу и цюань-фа и др.

О-ёрой
Полный доспех о-ёрои

Ударная техника в это время мало востребована. Самураи до середины XVI века это малочисленное, но совсем небедное сословие. Облачение самурая с X по начало XVI века – полные доспехи о-ёрой. Такой доспех был тяжелым и, главное, сильно ограничивал свободу движений его владельца. Сам же самурай, как правило, был конным. В различных закрытых клановых школах боевого искусства изучаются и разрабатываются различные техники боя не только с оружием, но и без него, но обязательно в доспехах. Главная цель – победа над врагом после того, как оружие потеряно, самурай сброшен с коня и ему необходимо бороться за жизнь. Сначала свалить противника на землю, а затем добить в партере. Пробить доспехи ударом голой руки практически невозможно, в вот обездвижить противника, сломать ему шею, удушить ремешком шлема – да.  При этом в бою используются конструктивные особенности тяжелых доспехов: например, укрепленное древко для родового знамени на спине кирасы или большое металлическое кольцо для колчана с правой стороны использовались как удобная рукоять при бросках. За козырек шлема можно поднять голову противника вверх, чтобы обнажить его горло. Ударная техника практически не используется, а там где используется, то с  коротким оружием: кинжал танто, обломки копья и другие предметы, которые могут оказаться под рукой. Сила и вес бойца также высоко ценится, как и в сумо, но предпочтение уже отдается технике боя, мастерству.

Это боевое искусство получает название ёрои-кумиути (ёрои – доспехи, кумиути – борьба).

Тосэй-гусоку
К XVI веку японскими оружейниками был изобретен значительно более легкий и удобный доспех гусоку. Его называли тосэй-гусоку(современный доспех). Такой доспех значительно менее ограничивал свободу движений, был более технологичным в изготовлении, но все же был дорогим для большинства бедных самураев

Когусоку-дзюцу

К концу XV и началу XVI века в связи с развитием огнестрельного оружия тактика и стратегия междуусобных войн изменилась. Войны стали более мобильные, повысилось значение легкой пехоты асикагу (легконогие), сословие самураев увеличилось, основная их масса была бедной. Для таких многочисленных, но бедных самураев разработан новый, максимально облегченный и дешевый доспех – гусоку, и масса его модификаций, в которых на кожанную или стеганную кирасу До часто даже не нашивались тонкие металлические пластины. Для совсем бедных или когда во время войны нужно было поставить  в строй всех, кого только можно,  был создан так называемый малый доспех – когусоку, в котором кираса (панцирь) защищала только грудь, или вообще отсутствовала, но был набедренник, наголенники и латные нарукавники.

Искусство борьбы без оружия в таком доспехе называлось когусоку-дзюцу.

Асикагу
Легкая самурайская пехота асикагу в легких доспехах

Увеличился технический арсенал ударной техники. Появилось больше незащищенных мест на теле противника, которые можно было поразить ногами или руками.

Количество и значимость борцовских приемов, тем не менее, выросла еще больше. Не имея на себе тяжелого панциря, появилась возможность более свободно обращаться с таким же легким противником: бросать его  через спину, бедро, плечо. Причем в бросковой технике практиковался принцип «Иккен-хисацу» (бросок-смерть) – противника старались приземлять сразу так, чтобы он не поднялся, например, на основание черепа. Вместе с тем появились приемы, позволяющие захватывать противника живьем для пленения: болевые техники и техники связывания и конвоирования.

Исследователи истории джиу-джитсу считают, что история этой борьбы начинается в 1532 году, когда Хисамори Такэноути, правитель провинции Мимасака, создал школу Такэноути-рю (существующую, кстати, до наших дней), которая объединила все приемы когусоку-дзюцу и других боевых искусств, использовавшиеся  в ближнем бою, но без оружия и в легких доспехах или вообще без них. Основной упор данной школы  – в преимуществе легкого и мобильного, но невооруженного  воина против тяжелого и вооруженного.

Интересно. Считается, что название единоборства дзю-дзюцу впервые связано именно со школой Такэноути-рю, так как технический арсенал приемов был “мягкий”. Предполагалось, что невооруженный и не облаченный в доспехи самурай должен сражаться с вооруженными и одетыми в доспехи тяжелыми противниками, когда силовое противостояние невозможно, и победить можно только с помощью технического арсенала, а не грубой силы.

Направление борьбы без доспехов, которое практиковалось в школе Такэноути-рю и в разросшихся других школах, практиковавших дзю-дзюцу, называлось кумиути.

Таким образом, на протяжении XVI века среди самураев практиковалось три категории приемов ближнего боя: ёрой кумиути  (борьба в тяжелых доспехах), когусоку-дзюцу (борьба в малых доспехах),  кумиути (борьба без доспехов).

Цинна
Цинь-на – китайское искусство заломов, воздействий на болевые точки противника оказало огромное влияние на развитие джиу-джитсу

Влияние Китая на джиу-джитсу

Сильное влияние на становление будущего джиу-джитсу оказало старинное китайское боевое искусство цинь-на, включающее в себя рычаги, захваты, заломы, а также надавливания на болевые точки на теле противника. В 1558 году в Эдо (Токио) приехавшим из Китая мастером Чэнь Юань-Бином открывается школа цинь-на при буддистском храме. А через несколько лет выходцы из этой школы открывают собственные школы Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю, каждая из которых представляла сплав боевых искусств цинь-на и местных школ когусоку-дзюцу и кумиути. Все три школы дали своих последователей, новые, более многочисленные школы дзю-дзюцу.

Цинь-на, Chin na (кит.擒拿),(Qinna).  Qin – удерживать, Na – контролировать. Этот стиль борьбы включает в себя следующие элементы: 
- Когу – выворачивание суставов; 
- Фэньцзинь – болезненые захваты выступающих частей тела человека (нос, уши), а также захваты мышц и сухожилий; 
- Бици – удушающие техники;
- Дяньмай – сдавливание кровеносных сосудов;
- Дяньсюэ – надавливание и воздействие на меридианы и каналы, переносящий энергию «ци».

СамурайРасцвет джиу-джитсу

Однако настоящее развитие джиу-джитсу получило почти через 50 лет, уже в начале XVII века в период Эдо, когда сёгунат Токугава наложил жесткий запрет на любые военные действия, запретил ношение оружия и защитных доспехов всем слоям общества,  и сильно ограничил в этом самураев.  Не на службе, в быту, им не разрешалось носить доспехи. Из оружия позволялось  носить только мечи.

Именно в это время начинает терять популярность  ёрой кумиути и когусоку-дзюцу.  Дзю-дзюцу  включается в раздел будзюцу и становится основным боевым искусством японских самураев наряду с искусствами владения мечом, луком и копьем.

Будзюцу(яп. 武術:じゅつ)  - искусство воина. В европейском мире считается, что это синоним будо (яп. 武道: путь воина) и означает все японские боевые искусства. Но это заблуждение. Значение будзюцу более утилитарное, это действительно практические боевые искусства и навыки, в то время как значение будо включает в себя и моральную, этическую и духовную составляющую для человека, посвятившего себя боевым искусствам

Резко растет интерес к школам боевых искусств, позволявшим противостоять противнику без всякого оружия.  В XVII веке в Японии  насчитывается уже 700 школ дзю-дзюцу.  Так как занятия в додзё проводятся без доспехов, но изучаются смертельные приемы, то появляются первые прообразы современной защитной экипировки – богу. Убийства запрещены, но нужно было выяснять, какая школа сильнее, боевые техники какого стиля эффективней.  Именно в этот период  начали проводиться отдельные несмертельные  схватки рандори между различными школами джиу-джитсу, которые со временем переросли в настоящие состязания, ставшие прообразом современных соревнований большинства современных японских единоборств  – Сиай.  Формируются первые правила проведения соревнований.

Рандори:
Значение термина рандори (яп. 乱取り, «свободная работа»)  в разных боевых искусствах сейчас различно. Это могут быть спарринги один на один или бой одного бойца с несколькими противниками. Но в XVII-XIX века рандори  обозначал схватку противников, практикующих различные стили боевых искусств. Это было очень зрелищно и интересно.

Такие состязания были крайне популярны не только среди учеников различных школ, но и в среде японской знати и военного сословия самураев. Именно состязания между школами служили популяризации джиу-джитсу. В течение нескольких столетий в этом горне соперничества различных школ (рю) выплавилось то классическое джиу-джитсу, которое поражало европейцев и американцев, когда они  познакомились с ним в XIX веке.

Обучение в школе джиу-джитсу было доступно только знати или военному сословию самураев. Крестьянин мог попасть в школу только случайно. Сами по себе навыки джиу-джитсу были серьезной ценностью. Обладатель таких знаний мог не утруждать себя тяжелой крестьянской работой, а поступить на службу телохранителем к какому-нибудь японскому феодалу и со временем сделать себе карьеру при его дворе.

К середине XIX века школ ёрой кумиути и когусаки-дзюцу практически не осталось, так как распространение огнестрельного оружия свело на нет все преимущества защитных доспехов, и джиу-джитсу стало практически единственным боевым искусством самураев в ближнем бою без оружия.

ёсин-рю
Демонстрация техники Хонтай ёсин-рю на фестивале старинных боевых искусств в Осаке

Джиу-джитсу сегодня

Современное дзю-дзюцу делится на три основных ветки:

  • Классические японские стили дзю-дзюцу Koryu (Ko – старинный, традиционный, рю – стиль, школа). Строго хранят традиции и изучают старинные техники. Часто используют в тренировках старинные доспехи и оружие. Например: огосава-рю,  тюдзе-рю,  ёсин-рю, ягю-рю и т.д.
  • Стили, сформировавшиеся в позднейшее время, в эпоху Мэйдзи (1862-1912), получили название нихон госиндзюцу, или гэндай будо(яп. 新武道). Из этих школ выросли современные айкидо, дзюдо, различные стили кэмпо и, частично, каратэ-до. К этим стилям относятся: итацу-рю, дайто-рю, кито-рю, хакко-рю, синдо-рю, синсин-рю, дзинкисин-рю.
  • Стили, возникшие за пределами Японии и получившие название гайдзин-госиндзюцу. Гайдзин (яп. 外人) – человек не из Японии (снаружи). Так японцы называют иностранцев. Считают их грубыми, нецивилизованными, не знающими элементарных норм культуры.  Поэтому эти стили также считаются не связанными с традициями японских боевых систем. Они имеют свою концепцию, свои методы квалификации и экзаменов. Иногда, это полная отсебятина. Они часто называют себя дзю-дзюцу, но используют английскую терминологию, яркие экзотические одежды и пояса с различными яркими цветами. Мастера таких стилей, присваивают сами себе страшные уровни (10 Дан и даже выше) и звания, типа Сокэ, которые «подтверждены» красивыми свитками и печатями. Эти стили не имеют под собой ни философии, ни идеологии, а уж тем более четко прослеживаемой истории.

    Гайдзин госидзю
    Появилось множество единоборств, которые связывают себя с джиу-джитсу, но по настоящему являются гайдзин-госидзю

Какие техники (waza) включают в себя стили дзюдзюцу?

Приемы, выполняемые сидя (и-дори) и в стойке (татиай). Техники как с оружием, так и против оружия. Методы связывания и конвоирования. Искусства убийства и реанимации (саккацу-дзюцу). Все это присутствует в старых стилях ко-рю и гэндай будо, изучаемые в основном в виде ката. В гайдзин-госиндзюцу, таких техник практически нет.

Болевой контроль Ниппон Кэмпо
Болевой контроль из джиу-джитсу, Ниппон Кэмпо

Основные технические принципы, используемые в дзю-дзюцу:

  • Не полагайся на физическую грубую силу. Принцип: когда тянут – толкай, когда толкают – тяни. Когда выпрямляют конечности – проводи рычаг, когда сгибают конечности – выкручивай («узел»).
  • Сначала познай технику, а затем применяй – силу!
  • Уходи с линии атаки!
  • Расслабляющий удар перед проведением болевых захватов и бросков!
  • Воздействуй на болевые центры и точки!
  • Делай броски без оружия – под себя, броски с оружием – от себя.
  • Контроль с добиванием противника.
Узел руки и удушающая техника в Ниппон Кэмпо
Узел руки и удушающая техника в Ниппон Кэмпо – это все приемы дзю-дзюцу

Из разнообразия техник дзю-дзюцу создатели различных систем самозащиты и самообороны черпали и черпают свои знания и довольно успешно используют их при создании новых боевых искусств. Достаточно вспомнить знаменитого создателя дзюдо Кано Дзигоро (яп. 嘉納 治五郎), который провел много времени, изучая стили кито-рю и дзикисин-рю. Создатель стиля Сёрендзи-кэмпо Досин Со (яп. 宗道臣) изучал хакко-рю дзю-дзюцу и на основании этого включил в свою школу раздел техник Juho (болевые контроли). Техники болевых контролей kansetsu waza и удушающих приемов shime waza в партере из арсенала школ дзю-дзюцу используются в различных системах смешанных единоборств. Влияние дзю-дзюцу не обошло и рукопашный бой Ниппон Кэмпо.

Саваяму Масару
Саваяма Масару применяет заломы кистей и воздействие на болевые точки.

Джиу-джитсу и Ниппон Кэмпо

Создатель Ниппон Кэмпо Саваяма Масару (яп. 宗家), будучи обладателем 5-го дана дзюдо, и имея доступ к историческим свиткам дзю-дзюцу в Кансайском Университете, имел продолжительное общение с проживающими в то время знаменитыми мастерами дзю-дзюцу в Осаке в период 1928 по 1939 год. Он изучал опыт и техники джиу-джитсу, принципы этой борьбы. Большинство этих знаний были использованы им при формировании рукопашного боя Ниппон Кэмпо.

Что же взяло Ниппон кэмпо из дзю-дзюцу?

РэйгиРэйги сахо

Система рэйги сахо (reigi saho), (этикет, кодекс вежливости) пришла в Ниппон Кэмпо из дзю-дзюцу. Ритуал и нормы поведения принятых и практикуемых в додзе (см. додзекун) – это душа настоящего боевого искусства. И, если душа утеряна, то утрачен и Путь. В Ниппон Кэмпо принято выполнять три вида приветствия кэйрэй. Принято различать: поклон стоя (тати рэй, рицу рэй), поклон сидя в положении сэйдза (дза рэй, ха рэй), и третий вид поклона – поклон на корточках сонкё но рэй, практикуемый в сумо, кендо, Ниппон кэмпо и некоторых старинных стилях рукопашного боя.

Бросковая техника и болевые контроли

Вся бросковая техника во всех японских единоборствах, которые ее используют (дзюдо, айкидо, Ниппон кэмпо), взята из джиу-джитсу. Так как стиль Ниппон Кэмпо создавался под реальные бои без правил, для скоростного обучения в армии и полиции, то техника бросков в Ниппон-кэмпо максимально упрощена.

Ниппон кэмпоВ реальной ситуации нет времени для сложных вариантов техник, особенно в бою. Сбил противника и сразу добил. Но, болевые сопровождения, которые требуются в полицейской работе, в Ниппон Кэмпо присутствуют. Все броски выполняются под себя с обязательным добиванием или выполнением болевого контроля.

Вот несколько ката, используемых в обучающем процессе Ниппон кэмпо, которые имеют много общего с ката джиу-джитсу:

  • Hogeki no kata捕撃の形
  • Fusei no kata 風勢
  • Kuri no kata 空理
  • Koshiki no kata 己識

Ниппон кэмпоТехника обездвиживания

Катамэ вадза (яп. 固技 ), техника обездвиживания и удержания противника для позиционного преимущества, которая применяется в дзю-дзюцу, используется в Ниппон кэмпо, но с существенной разницей – только для нанесения контрольного, добивающего удара или болевого контроля, воздействия на болевые точки.

болевой контроль
Болевой контроль на локоть в защитной экипировке

Защитная экипировка

Защитная экипировка богу, которая используется на соревнованиях и в тренировочном процессе Ниппон Кэмпо очень напоминает доспехи когусоку. Поэтому технический неударный арсенал  очень схож с предшественником дзю-дзюцукогусоку-дзюцу.

Болевой с ударом
Полный контакт: болевой контроль на локоть с ударом коленом в лицо – и все это без травм

Полный контакт и без ограничений

Также, как и в старых (Ко-рю) школах дзю-дзюцу, соревнования и поединки проводятся без весовых категорий, в полный контакт и с разрешёнными ударами в пах.

При этом в Ниппон Кэмпо практически отсутствует тот травматизм, который сопутствует всем системам боев без правил. И все благодаря защитной экипировке.

Без сомнения, джиу-джитсу сыграла огромную роль в создании практически всех современных систем рукопашного боя, и, особенно, японских. Можно перефразировать миллионера и филантропа Генри Форда, который говорил: “ Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный” – единоборство, которым Вы занимаетесь, может быть любым, при условии, что оно использует техники и философию джиу-джитсу!

Техники, философия и боевой дух дзю-дзюцу живут в Ниппон Кэмпо!

При копировании материала просим ссылаться на источник https://nipponkempo.com.ua/article/dzhiu-dzhitsu-i-nippon-kempo/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.