Додзё — мастерская духа

 

caption

Додзе – это место, где неотесанный камень духа превращают в алмаз…

Что такое додзё

Не все почитатели японских систем рукопашного боя, особенно массовых, таких как, например,  каратэ или дзюдо имеют четкое представление о том, что такое настоящий додзё  и  о его настоящей роли во всей системе воспитания воина  Будо .  Что уж говорить о начинающих учениках, или о тех, кто занимается пусть и восточными, но не японскими единоборствами? Западный же человек представляет, что если единоборства  — это спорт, то и додзё – это что-то вроде спортивного зала со всеми присутствующими ему атрибутами:  раздевалкой, душем, спортивными матами и другим подобным оборудованием.

Такое представление также далеко от истины, как  Земля от Марса. И то, и другое – вроде бы планеты Солнечной системы, но условия для жизни – абсолютно разные.  Стрельба, кстати,  тоже спорт, но место для занятий стрельбой – тир – совершенно  не похоже на спортивный зал. Также и японский додзё – место для занятий японскими единоборствами – мало похоже на традиционный спортивный зал хотя бы потому, что в японских системах рукопашного боя совершенствуется не столько физическое тело человека, сколько его дух. Дух, духовная составляющая  — в первую очередь! Именно поэтому стойкость японских солдат, граничащая для европейцев и американцев с безумием, известна всем и каждому. Не зря изначально понятие додзё – (яп. 道場 до:дзё — место, где ищут путь) представляло собой место для медитаций и различных духовных практик в японском буддизме и синтоизме.

butokuden02
Бутокюден Додзё, Киото

Отношение к додзё

Такого или схожего по смыслу понятия как додзё, и такого отношения к месту занятий рукопашным боем, не существует ни в каких других видах единоборств, западных или восточных. Нет такого в китайском кунг-фу, нет в английском боксе или в казахском куресе. Это присуще только Японии: каратэ, дзюдо, айкидо, сумо, кендо, джиу-джитсу – практически любая школа военного искусства с оружием или без, и, конечно, японское кэмпо — Ниппон Кэмпо, трепетно относятся к месту занятий.

Вход-в-додзё
У входа в додзё обязательно установлены шкафчики для обуви.

Уже на входе в любом додзё в Японии все без исключения снимают обувь и ставят ее на специально оборудованные деревянные полочки или складывают в закрывающиеся ящички. При входе в зал обязателен традиционный поклон стоя, который так и называется додзё-рэй (приветствие додзё).  При выходе – додзё-рэй также обязателен: лицом к додзё и спиной к выходу. Западному человеку постоянные поклоны могут показаться несерьезными и ненужными, театральными. Да, церемония посещения додзё в корне противоречит нашему пониманию и отношению к месту занятий физическими упражнениями. Для японцев сами по себе занятия, причем любые, не только рукопашным боем, это – таинство, искусство постижения знаний (гэйко), и они относятся к этому крайне серьезно и уважительно. «Театр начинается с вешалки» – помните эти слова Станиcлавского? Церемониал сам по себе дисциплинирует практикующего, настраивает его на занятия, позволяет подойти к началу упражнений уже полностью сконцентрированным и провести тренировку максимально эффективно.

Butokuden Dojo Киото
Додзё Бутокюден в Киото, 2017 год

Рэйги – взаимоотношения  в додзё

Понятия додзё (места для занятий) и рэйги (этикет, протокол отношений), тесно связаны между собой.  Основа рэйгирэй(поклон) – жест уважения. В старые времена только этикет являлся той узкой гранью, отделяющей  жизнь от смерти.  Постигая свой Путь в додзё, все ученики и учители так устанавливают отношения между собой,  чтобы  совместными усилиями с разных сторон двигаться к одной цели – постижению боевого искусства.  Кстати, в японском додзё и в японских единоборствах нет тренеров. Именно учители и ученики, а не спортсмены. Мы же не называем учителя, который обучает нашего ребенка алгебре и геометрии тренером по математике? Японцы считают, что также неверно называть  человека, который учит тебя боевому искусству — тренером. Это же – искусство! Поэтому он – Учитель с большой буквы. Проявляя уважение к Учителю, ученики тем самым проявляют уважение к тем знаниям и навыкам, которые они получают, им прививается внимательность к любым словам учителя.  Слово учителя становится сильнее любых опасений, страха или мыслей типа «больше не могу». Выполнение правил этикета  рэйги позволяет научиться контролировать свои эмоции,  держать себя во время занятий в состоянии спокойствия и сосредоточенности, полностью сконцентрироваться на работе над собой в додзё. Иерархия отношений, которая регламентируются этикетом поведения рэйги, в Ниппон Кэмпо, как и во всех японских боевых искусствах, такая:

В додзе присутствуют учители — cэнсэи (яп. 先生 сэнсэй, букв. «рождённый раньше», «преждерождённый», «старший»),  старшие опытные ученики  — cэмпаи (яп. 先輩 букв. «товарищ, стоящий впереди») и кохаи (яп. 後輩 ко:хай, букв. «товарищ, стоящий позади»).

Kyu-Butokuden
Занятия Ниппон Кэмпо в Бутокюден Додзё, Киото

Это часть японской многоуровневой системы градаций kodansha, и она  применяется и в обычных отношениях в японском обществе.

Kodansha(коданся/кюданся) – японская система квалификации, степени мастерства учеников. Определяет  степень достижений практикующего Будо - в виде ученических рангов(кю) и уровней мастерства(данов).

Взаимотношения сэмпаев и кохаев в додзё

Уровни учеников в додзё сэмпай – кохай – не имеет отношения к ученическим рангам кю, поясам и данам мастеров. Звания кохай-сэмпай определяют только степень опытности человека, практикующего будо и взаимоотношения  рэйги между учениками в додзё. Тот, кто дольше занимается  — сэмпай, меньше – кохай. Кохай может иметь более высокий кю, чем сэмпай, но от этого в додзё ничего не изменится – кохай останется кохаем, сэмпайсэмпаем.  Сэмпаи считаются старшими учениками в додзё. Они обучают младших учеников этикету рейги, правилам и манерам в додзё, а также следят за их выполнением.

Додзе Казахстан 2014
Додзё Ниппон Кэмпо в Алма-Ате, Казахстан, 2014 год.

Кроме этой градации, существует еще одна, которая не имеет отношения к тому кто кого учит, но определяет степень приверженности ученика к Будо вообще, к данной школе, данному конкретному додзё. Только что пришедшие ученики с белыми и цветными поясами  называются  муданся/mudansha (яп. (無段者).  Проведя некоторое время занятий и поняв, что это  тот Путь, который они искали, они станут считаться учениками, которые твердо встали Путь Воина. Такие ученики называются юданся/yudansha (яп. 有段者).

5-dsc_1788_1
Учитель и ученик

Взаимоотношения между сэнсеем и учениками

Cтановясь учеником у Учителя,  ученик обязуется следовать трем основным принципам обучения: гири, нэссин и дзитоку. Гири подразумевает  принятие учеником ответственности за свои поступки и обещания. Нэссин – означает неизменное прилежание и ревностное стремление  к обучению. Дзитоку гласит, что ученик приучает себя правильно понимать боевое искусство, не слепо подражая кому-либо, а постоянно анализируя свое собственное поведение. Результат правильного обучения и следования этим трем принципам будет виден по уровню сисэй, который будет достигнут учеником через какой-то промежуток времени.

Сисэй – постоянная готовность к противодействию опасности, представляет собой единство физической подготовки и психологического настроя. Является одним из трех принципов Ниппон Кэмпо, помимо кинто (естественного напряжения) и кокю (правильного соединения энергии и дыхания).

Додзё и ученик

В Ниппон кэмпо отношение между учеником и местом, где происходит обучение, выстраивается на осознании и понимании древнего самурайского кодекса чести Бусидо.

Ученик относится к своему додзё как ко второму дому, ведь он проводит очень много времени из своей жизни в этом месте. Подобное отношение создает атмосферу истинного воинского духа, духа истинного будо (Син 性). В боевых искусствах «син» означает «духовный настрой». Это один из трех основополагающих  принципов будо: вадза 技 (техника), ки 気 (энергия) и син (дух). Люди, не уважающие законы додзё, для которых этикет поведения рэйги кажется ненужным театрализованным представлением,  не могут по праву стать членами «додзё».

Из чего состоит додзё

Любой додзё состоит из нескольких зон или отдельных помещений. Первая зона — вход в додзё. Тут находятся специальные шкафчики для обуви. Переобувшись, проходят во второе помещение — раздевалку. Возле раздевалки находятся туалет и душевые комнаты. Эти подсобные помещения часто украшены различными картинами и какэмоно.

 Какэмоно (яп. 掛物 ) — вертикально висящий свиток из бумаги или шёлка, наклеенный на специальную основу и снабженный по краям деревянными валиками. Может содержать рисунок или японскую каллиграфию. Элемент архитектурного стиля сёин-дзукури, сложившегося в Японии в ХV–ХVI веках.

Переодевшись в одежду для занятий кэйкоги(доги), ученики проходят в главный зал додзё, в котором напротив входа находится главная стена – сёмэн — главная, фасадная часть додзё.

Кэйкоги(доги)  Используемое у нас название одежды для занятий боевыми искусствами – кимоно  - неправильно в принципе. Так как кимоно  - общее японское название одежды. Одежда же для занятий единоборствами называется кэйкоги (ги-одежда, гейко/кейко – занятия, упражнения). Или второе название – доги (ги-одежда, до – Путь) .

Четыре стороны главного зала додзё в идеале ориентированы на определенные части света: север, юг,  восток и запад, и имеют свое определенное назначение. Конечно, в современных додзё такая строгая ориентация в пространстве очень условна, так как в современных зданиях трудно найти четко расположенные по частям света помещения, но  общая внутренняя ориентация остается именно такой.

  • Камидза/kamiza(яп. 上座 ) буквально «верхнее место» или «почетное место». Северная часть. Олицетворяет мощь и силу. Это — главное место додзё, отведенное для учителей и почетных гостей. Оно находится напротив входа на стороне сёмэн. Тут обычно устанавливают Тории (яп. 鳥居, букв. «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед святилищами японской религии синто. Внутри тории размещают портрет основателя стиля, эмблему школы, или каллиграфическую надпись на деревянных дощечках эма, каллиграфические свитки какэмоно или какэдзику, флаг государства. Камидза украшают различными атрибутами боевого искусства (меч, доспехи самураев, бонсай), которые символизируют духовные ценности стиля.
Ниппон Кэмпо Киев
Фотография на фоне камидза. Додзё Ниппон Кэмпо, Киев

В самом слове камидза содержится корень слова ками. Камидза – место обитания ками, духов, духовных сущностей, которыми наполнена природа и окружающий мир. Но ками в Японии могут быть не только духи, но и люди, которые несут в себе нечто уникальное, внушающие другим глубокое уважение. Камидза – священное место японского додзё.  Камидза   —  ядро и духовный стержень додзё, без которого додзё будет просто спортивным залом. Идеологическая, философская и духовная направленность  — вот что отличает  додзё японских боевых искусств от спортзалов с простым спортивным инвентарем рэмпэй.

  • Симодза/ shimoza (яп. 下座) расположено напротив камидза – со стороны входа в додзё. Южная часть. Это место связано с молодостью, ростом, надеждами и будущим. Здесь обычно располагаются самые неопытные ученики.
  • Симосэки додзё Ниппон кэмпо Осака
    Симосэки в додзё Ниппон Кэмпо, Осака

    Дзёсэки (яп.上席)  — восточная, «верхняя» сторона, справа от входа, если вы стоите лицом к камидза. Восток – это место, где восходит солнце. Здесь находится учитель, в том случае, если камидза занято почетным гостем. Обычно это место старших учеников школы – сэпаев. Во время испытаний учеников у восточной стены размещаются экзаменаторы и судьи.

В современных додзё эту часть стены часто покрывают зеркалами, чтобы можно было наблюдать со стороны за своими ошибками. Также эту стену украшают различными макетами оружия, которое использует данный боевой стиль.

  • Cимосэки (яп.下席) западная, «нижняя» сторона, расположена слева от входа. Обычно эта сторона – пуста. Во время посещений занятий здесь располагаются зрители. Когда проводятся испытания,  ученики, проходящие их, становятся ближе именно к этой стене.
Додзё Осака
Додзё Осака: Сенсей и почетные гости располагаются у камидза. Справа — у восточной стены — дзёсэки — находятся старшие ученики(семпаи). Слева у западной стены — симосэки — младшие ученики (кохаи).

Начиная и заканчивая занятия, все ученики, становятся лицом к камидза, а учитель или учители находятся во главе учеников. Проходя возле камидза ученики часто делают поклон в его сторону, высказывая тем самым почет и уважение традициям и духовному наследию учителя и основателя стиля.

В идеале в додзё присутствует еще один небольшой зал. Этот зал оборудован различными снарядами и тренажерами для дополнительного развития. В этом зале присутствуют различные груши и макивары, традиционные вспомогательные средства и приспособления догу, имитирующие соперника, которые используются во время упражнений сэйри ундо или танрэн.

Вспомогательный зал для сэйри ундо Казахстан 2014
Зал для сэйри ундо, Алма-Ата, Казахстан, 2014 год

Посетив додзё в качестве зрителя, любой человек, знакомый с той информацией, которую мы дали выше,  может оценить уровень проводимых здесь занятий.

Додзёкун Ниппон-Кэмпо

Нормы поведения всех практикующих боевое искусство в додзё регламентируются кодексом – додзёкун. Додзёкун – свод основных правил поведения, который выписан обычно всего из нескольких пунктов.

  • Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.
  • Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути Будо, чтобы все время быть наготове.
  • Мы будем соблюдать правила этикета Рэйги — уважения к старшим и воздерживаться от насилия.
  • Мы никогда не забудем истинную добродетель скромности и всегда будем выполнять правила Рэйсики.
  • Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.
  • Всю нашу жизнь через изучение Ниппон Кэмпо мы будем стремится выполнить истинное предназначение Пути

Додзёкун, написанный на  свитке макимоно, вывешивают у входа в додзе. Любой ученик, избравший для себя путь Будо, должен выучить эти правила  и соблюдать их всю жизнь.

Додзёкун. Кодекс додзё
Додзёкун. Кодекс додзё. Такой додзёкун вывешивают перед входом в додзё

Рэйсики — правила поведения в додзё

Правила поведения в додзё – рэйсики подробно описывают поведение ученика в тех или иных ситуациях в додзё.

Общий пример рэйсики :

  1. Входя в додзё и покидая его, поклонитесь в сторону камидза.
  2. При входе в додзё, Вы должны разуться и аккуратно поставить обувь на специально отведённое для этого
    место.
  3. Покидать додзё можно только с разрешения сенсея.
  4. Не опаздывайте на тренировки. Если опоздали, сядьте у симодза и дождитесь разрешения войти на татами от сенсея или замещающего его семпая.
  5. Одежда для тренировок должна быть чистой и выглаженной. Чистыми также должны быть руки и ноги.
  6. Во время занятий на Вас не должно быть никаких украшений, недопустимо жевание резинки,  принятие пищи.
  7. Сидеть на татами можно либо в сёйдза, либо агура (по-турецки), если болит нога.
  8. Когда сенсей показывает или объясняет прием во время занятий, вы должны сидеть в сейдза, молча и
    внимательно слушая его. После того, как он закончил, поклонитесь сенсею, затем партнеру и приступайте к
    занятиям.
  9. Если Вы услышали сигнал прекратить упражнение, нужно немедленно остановиться, поклонится партнеру и сесть в сейдза.
  10. Бесцельное хождение по додзё категорически запрещено. Либо Вы отрабатываете прием, либо ожидаете своей очереди, сидя в сейдза.
  11. Если Вам обязательно нужно о чем-то спросить сенсея, никогда не окликайте его. Подойдите к нему, поклонитесь
    (можно стоя) и ждите, пока он обратится к Вам.
  12. Получая указание сенсея, внимательно следите за ним. Поклонитесь, когда он закончил.
  13. Сведите разговоры к минимуму, не говорите громко.
  14. Только сенсей решает, будете вы заниматься в его группе или нет. Знания нельзя купить. Те деньги, что Вы
    платите каждый месяц, служат для оплаты аренды зала. К тому же, внося эту плату, Вы имеете возможность хоть
    сколько-нибудь отблагодарить учителя за полученные знания.  Оплата за  занятие — Ваш долг.

В заключении хотел бы привести изречение известного мастера каратэ-до Гитина Фунакоси: «Dojo nomino, Karate do omou na». Дословно: «Не верь, что каратэдо занимаются лишь в додзё».  Обучение техники в додзё не важнее характера, который можно совершенствовать и закалять в повседневной жизни.

По такому принципу можно создать додзё и у себя дома. Взяв самое необходимое и отбросив все лишнее. Главное, чтобы было желание.

Тренажер и оружие на стене в додзё Казахстан 2014
Тренажер и оружие на стене. Додзё Алма-Ата, Казахстан

Мне довелось в своей жизни создать два додзё: в Киеве и в Казахстане в период 2012 – 2014 годов, но хозяева этих додзё, так и не поняли что такое Путь Воина, что такое Будо. Поэтому, к сожалению,  со временем эти додзё превратились в обычные фитнес-залы.

Уважение, проявленное в додзё, проявляется и в поступках в жизни.  Додзё — место, где все, кто в нем находятся,  пытаются  понять суть жизни  путем занятий самозащитой и боевыми искусствами   это не просто спортзал. Этому месту больше подходит ассоциация с местом просветления, храмом духа в западной терминологии. Это место, где глубина отношений человека к избранному способу достижения цели в мастерстве самозащиты переносится на все окружение. Когда вы входите в правильно оснащенный додзё, вы чувствуете, что вошли в другой мир, мир настоящего воина.