Обманная техника рукопашного боя, хитрости в драке и спортивном бою, нестандартные финты в спортивном бою, финты для оценки противника, в завязке и кульминации боя. Ключевое значение обманных техник для достижения победы.
“ФИНТ – Хитрая уловка (прост.). В спорте: обманное движение, ложный выпад. [от итал. finta – притворство, выдумка] “
Толковый словарь Ожегова
Мало научиться приемам рукопашного боя, важно уметь использовать их в реальном или учебном бою. Победу в поединке, будь это спарринг, бой на соревнованиях или уличная драка, получит тот боец, который весь этот набор ударов, приемов и перемещений сможет сложить в единое целое, также, как ребенок соберет из различных и разноцветных деталек конструктора “Lego” красивую игрушку. Эта разнообразная и красочная мозаика и является тактикой рукопашного боя, маленькими осколками, уложенными в единую картину.
Тактика рукопашного боя
Поединки уже взрослых учеников Ниппон Кэмпо, впервые вышедших на татами в кумитэ, обычно мало чем отличаются от драки школьных первоклашек, с поправкой на значительно лучшие физические кондиции участников, а также на наличие у них серьезного технического арсенала. Кто-то стремится продемонстрировать все, что он умеет. Вкладывается в каждое движение, идет напролом.
Бой новичков часто похож на драку первоклашек: "Щас я ему наваляю!"
Кто-то уходит в глухую защиту “я в домике” и боится оттуда высунуть нос, только блокируя удары, или вообще бежит от противника по рингу. Но все-таки в Кэмпо приходят люди, которые хотят побеждать, и в 99 % случаев поединок новичков больше напоминает задорный петушиный бой, где у обоих противников ключевая тактика – “Щас я ему намылю шею”. А так как удары и приемы у тренированных и физически сильных новичков уже поставлены – то, если бы бои шли без защитной экипировки, всех участников, без исключения, после боя пришлось бы отправлять, как минимум, в медпункт. Фактически тактикой тут и не пахнет. И смотреть на такой бой неинтересно: за мельканием рук и ног не видно ни канвы боя, ни самих бойцов.
Поединок между опытными мастерами выглядит абсолютно иначе. Это уже искусство, зрелище, целое представление, где есть завязка, сюжет, кульминация. Пусть и очень быстротечное, но – произведение искусства, которое по драматичности не уступает многим художественным постановкам.
В чем же отличие новичков от мастеров? А, отличие, прежде всего, и состоит в умении вести бой. Это умение и называется тактикой рукопашного боя. Более подробно о стратегии и тактике рукопашного боя вы можете почитать здесь. Мы же хотим поговорить о высшем техническом арсенале, который является основной составляющей тактики боя – обманных движениях, финтах, использование которых является абсолютной необходимостью для достижения победы.
Что такое финт?
Финт – это не только ложный удар или движение. Финт – это любое ваше действие, которое дезориентирует противника, отвлечет или привлечет его внимание, поставит его в невыгодную для него позицию, разбалансирует, заставит открыть уязвимое место и т.д.

Финт всегда является предварительным этапом для следующего вашего, как правило, атакующего действия. Конечно, если после финта вы не пуститесь бежать от противника. В любом случае, даже если вы собираетесь ретироваться, роль финта – сделать ваше последующее действие неожиданным для оппонента. 90% информации в рукопашном бою человек воспринимает зрительно. Наполнив информационный поток ложной информацией, вы запутаете противника, ему будет сложнее вычислить настоящую опасность, исходящую от вас. Как говорят боксеры – нокаутирующий удар никогда не виден. Сделайте так, чтобы противник не видел ваш нокаутирующий удар!
Какие бывают финты
Практически любые ваши действия могут быть финтами. В Ниппон Кэмпо раздел, посвященный финтам называется kensei waza (отвлекающая техника). По типу использования финты можно различить на:
- Ложные удары и выпады ногами и руками. Удары ногами и руками в финте могут быть неполными, когда вы только обозначаете удар. В таком случае рука или нога только начинает движение по обычной траектории, и сразу же возвращается обратно. Цель финта в таком случае заставить противника полностью отреагировать на удар – сделать защитное действие: поставить блок или отступить. Эти же удары в финте могут быть и полными – совершать полную траекторию. Обычно они используются против опытных бойцов, которые хорошо читают тело своего противника, и не реагируют на неполные удары. Внешне это может выглядеть как обычный полноценный удар, однако боец не вкладывает в него силу. Цель – сбить дыхание, заставить противника потратить силы, не затратив их самому.
- Передвижения, стойки. Такие финты очень часто используются даже начинающими бойцами. Постоянная смена стоек, перенос центра тяжести с передней ноги на заднюю и наоборот, быстрое перемещение бойца на татами – это не только поиск удобной позиции и дистанции для атаки, но и действия на захват инициативы, действия по оценке реакции, запутывание противника.
- Наклоны. Любое полноценное движение, такое как настоящий сильный удар, перемещение, смена стойки начинается со смещения центра тяжести, которое сопровождается наклоном головы или корпуса в ту или другую сторону, вперед или назад. Финт с наклоном корпуса – это имитация начального этапа такого полноценного движения. Финты с наклоном корпуса используются для того чтобы “выдернуть” противника, заставить его открыться или наоброт, уйти в защиту.
- Нестандартные финты. На самом деле, особенно в обычной драке, когда вы не ограничены никакими запретами и условностями, существует огромное множество различных нестандартных финтов, которые могут помочь в достижении победы.
Хитрость в уличной драке, пример. Классический финт, который так часто используется в кинофильмах: в начале конфликта, когда вы почувствовали, что от рукоприкладства не уйти, неожиданно перевести взгляд за спину противник и удивленно окрикнуть “Привет, Вася ! (Костя, Дима и т.д.!)” и в следующую секунду провести атаку. Со временем у опытных бойцов складывается свой арсенал нестандартных финтов, которые являются его козырями в рукопашном бою.
Примеры нестандартных финтов в спортивном бою:
- Взгляд. На татами мастер резко опускает взгляд в нижнюю зону, например, на ноги, тем самым обозначая место предполагаемой атаки. Если противник дернулся, отступил, приподнял для защиты переднюю ногу, перенес центр тяжести с обозначенной ноги на другую – он зависим от вашего взгляда. Он – не новичек, который ничего не поймет, но и не мастер, который не будет дергаться понапрасну.
- Выдох. Любая атака у более-менее подготовленного бойца сопровождается резким выдохом. И любой подготовленный боец, неоднократно побывавший в татами, бессознательно реагирует на такой резкий выдох. Имитируя короткий, резкий выдох, особенно, комбинируя его с наклоном корпуса, можно обозначить атаку, но не проводить ее, не тратить силы, в свою очередь, заставить противника использовать защиту, и ударить в ее обход. Например, наклон корпуса вперед, резкий, но короткий выдох – имитация прямого удара передней (цуки), и настоящий боковой удар на продолжающемся выдохе задней рукой в обход прямой защиты(дзедан-йоко-учи). В боксерской терминологии – имитируем джеб, бьем хук.

Когда использовать финты
Напомним, что бой имеет несколько этапов:
– оценка противника и окружающей ситуации;
– завязка боя;
– кульминация боя;
– выход из боя.
Если на последнем этапе финты не применяются никогда, то использование финтов на трех первых этапах боя – залог победы.
Примечание: Новички обычно пропускают два первых, основных этапа и сразу пытаются перейти к третьему – кульминации боя, поэтому их бои и имеют такой карикатурный характер, когда мы видим попытку моментально выплеснуть на противника все, что умеет боец.
Такое разделение характерно не только для спортивного боя, но и для обычной рядовой драки. На первый взгляд в драке финтить некогда, нужно либо атаковать, либо отбиваться. Но роль финта в уличной драке нельзя преуменьшать. Если вы столкнулись с более физически мощным, подготовленным противником или он имеет количественное преимущество (их больше), обманный маневр, финт – это то, что поможет вначале боя нивелировать преимущества ваших врагов. Если же вы находитесь на татами, то спектр применения финтов значительно более расширен.
Финты для оценки противника
На первом этапе – оценки – обманные движения могут помочь получить необходимые данные о противнике: его физическом состоянии и уровне технической подготовки, агрессивности, скорости реакции, длине рук и ног, слабых и сильных сторонах, боевых навыках и даже о его намерениях и эмоциональном состоянии. На татами, имитируя атаку в голову, корпус, нижний уровень, опытный боец в доли секунды представит себе боевой портрет своего противника и с учетом этого выстроит план своих действий – стратегию боя.
Хитрости в уличной драке - оценка. Даже в уличном конфликте обязательно существует этап оценки, в котором есть место для обманных движений. Вы можете отступить на полшага назад или в сторону и тут же вернуться обратно, чтобы оценить агрессию и уровень реакции своего оппонента. Или, наоборот, заступить вперед и вбок от противника. Если он отступит - для него важна дистанция, и он, вероятно, «ударник», и нужно работать на короткой дистанции, если нет – «борец», и опасен в ближнем бою. Это – только один пример из огромного арсенала возможных финтов.
Этап оценки в рукопашном бою обычно длится несколько секунд – и 100% этого времени опытный боец отводит именно финтам. Непосвященные и не поймут, что наклон головы, опускание или поднимание плеча, движения бедер или передвижение влево-вправо по татами – это провокационные, обманные движения. Мозг мастера изучает реакцию противника, сканирует его физические и скоростные характеристики, выстраивает стратегию предстоящей схватки, исходя из его слабых и сильных сторон и имеющегося у мастера технического арсенала.
Финты в завязке боя
Выбрав стратегию боя, боец приступает к ее реализации, которая заключается в выполнении связки тактических задач, выбранных исходя из оценки противника. Может быть принято решение сразу атаковать противника, или сначала поставить в удобное для этого положение, или, сначала измотать его. Все зависит от характера боя и оценки противника. В этой фазе боя финты используются в полной мере в связке с реальными приемами и ударами. Ниже мы приведем пару вариантов финтов, которые используются в завязке спортивного боя.
Финт «Удар в воздух»: Вы можете ударить в воздух слева или справа или перед противником, заставив его открыться и провести атаку в незащищенную область:
- Ударь ногой в воздух в средний уровень (корпус) справа, и тут же атакуй в голову руками;
- Ударь передней рукой (цуки/джеб) воздух перед носом противника, вытяни туда его перчатку для защиты и тут же атакуй прямым или боковым (цуки/йоко) в корпус.
Финт «Манипуляция защитой». Смысл этого финта заключается в том, чтобы использовать привыкание противника к определенному виду защиты. Пример: нанесите подряд несколько быстрых легких ударов в голову слева и тут же атакуйте справа ногой в корпус.


Финты в кульминации рукопашного боя
Чаще всего, если вы все сделали правильно на первых двух этапах, завязка боя сразу превращается в кульминацию, и финты уже не нужны, нужно не останавливаться и добивать противника, не давая ему опомниться. Если же противник был хорошо подготовлен, оказал достойное сопротивление и бой затянулся, используйте финты раз за разом снова и снова, корректируйте свои действия, готовьте основной удар и, когда вы увидите, что противник разбалансирован и измотан, его защита разбита, проведите финт с последующей заключающей атакой.
Финты и инициатива (Сэн) в рукопашном бою
В рукопашном бою Ниппон Кэмпо, который является наследником и квинтэссенцией всех классических японских единоборств (каратэ, айкидо, кендо, джиу-джитсу, дзю-до) особое внимание уделяется связи финтов(kensei waza) с понятием инициативы боя (сэн). Финты с точки зрения Ниппон Кэмпо – это главный технический арсенал для владения инициативой (сэн) и физического и психологического подавления своего врага(Сэн-хо).

Боец справа после этого эпизода точно потеряет уверенность в себе
Рефлексируя на ваши финты, защищаясь от несуществующих атак или промазывая по вам, соперник теряет уверенность в своих действиях и в самом себе, перестает верить в победу и сдается сначала психологически, а потом и физически. Причем это происходит очень быстро. Буквально за секунды. Поэтому важность отработки обманных техник не менее весома, чем совершенствование и шлифовка настоящих ударов и приемов.
Правдоподобность финтов в рукопашном бою и постоянная готовность Дзаншин
Главным правилом всех обманных движений является то, что они должны быть максимально правдоподобны. Искусство применения уловок и финтов, нарабатывается до автоматизма. Навык приобретается с большим количеством практических занятий, и доводится до состояния, когда ложные действия становятся абсолютно идентичными с реальными, на которые противник привык реагировать. И до такой степени, когда боец готов применить их в любое время – состояния Дзаншин (Дзансин). Подробнее здесь.
Разнообразие техник
Благодаря использованию обманных техник, ученик не только увеличивает и разнообразит свой технический арсенал, но и приходит к истинному пониманию стратегии и тактики рукопашного боя. Опытный боец превосходит новичка не столько количеством технических действий, сколько большим разнообразием вариантов их использования и качеством их исполнения.
Японский рукопашный бой Ниппон Кэмпо представляет собой целостную систему, помогающую занимающимся развивать не только свое тело, но и ум. Это не только сила, гибкость, уверенность в себе и умение концентрироваться. Не только сильный характер, самодисциплина и самосовершенствование. Это также и стратегическое мышление шахматиста, и настрой на победу во всех своих делах и начинаниях. Занимайтесь кэмпо!