Боевая психологическая подготовка

Самурайская пословица

Боевая психологическая подготовка солдата с точки зрения Будо. Стойкость и боевой дух. Психологические состояния перед боем, в бою и после. Боевые навыки дзасин, мусин и муга.

Этот материал предназначен в первую очередь для тех из нас, кто пошел или пойдет в ближайшем будущем на войну, защищать нашу Родину, нашу родную Украину.  Защищать от разрушения и уничтожения, от агрессора, который не признает право на существование Украины как государства, а украинцев и всех других народов, населяющих нашу прекрасную страну, как отдельных самобытных национальностей. Нам представляется полезным еще раз акцентировать внимание на очень важном аспекте: психологической подготовке человека к боевым действиям. Ниппон кэмпо – боевое искусство рукопашного боя, но психологическая воинская подготовка Будо одинаково хорошо будет работать и в уличной  драке, и на татами, и в окопе где-нибудь под Авдеевкой или Херсоном.

Стойкость и боевой дух

Стойкость – залог успеха в военных действиях. Стойкость – психологическое качество, которое, в первую очередь,  выражается в упорстве и настойчивости по достижению поставленной цели, неважно какая это цель: оборона позиции или наступление, взятие опорного пункта противника или диверсионная операция. Стойкость подразделения базируется на стойкости каждого отдельно взятого бойца. Нестойкий боец поддается страху и не выполняет задач, которые перед ним поставлены, нестойкое подразделение бежит. Поэтому крайне важно кроме военной подготовки, кроме умения обращаться с оружием, военной тактики и стратегии, уделять внимание выработке психологической стойкости и ее выражения – боевого духа солдата.

Японская стойкость
Уж в чем никак нельзя обвинить японцев, так это в отсутствии стойкости их войск. Всему миру известны случаи когда японские солдаты десятилетиями уже после окончания войны, будучи преданы своему императору, продолжали сражаться.  700 тысячная Квантунская армия Японии с 300 танками продолжала сражаться против 1,5 миллионной Советской Армии, которая обладала более 2000 танков до объявления полной капитуляции Японии 2 сентября, причем к капитуляции Японию вынудило не поражение в военных сражениях в Маньчжурии  и Дальнем Востоке, а атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки.
Хироо Онода
Японец Хироо Онода сдался в плен правительству Филлипин 9 марта 1974 года, через 29 лет после окончания Второй Мировой войны. На фото запечатлен именно этот момент.
Такая стойкость – результат, в первую очередь, психологической устойчивости солдат. Не столько военной выучки, которая, кстати, у японцев на Дальнем Востоке и Маньчжурии, где велись боевые действия, была  по сравнению с войсками Советской армии не на высоте, сколько именно массового воспитания в японцах боевого духа.

Как же укреплять стойкость и какие эмоции испытывает человек до, во время и после боя? Эмоции, которые и позволяют выжить во время огневого контакта, а также выполнить боевую задачу. Эмоции, которые  могут привести как к победе, так и к поражению, к смерти.  Над чем нужно работать, чтобы не только выжить, но и победить?

военная психологияСтрах перед боем

Большинство людей, 80-90% испытывают страх перед боем. В этом нет ничего зазорного. Эта эмоция – проявление нормального инстинкта самосохранения. Если бы люди не боялись, они бы не только не выжили, но и не стали бы господствующим видом жизненной формы на нашей планете.

Проявления страха

Бледность. Наш организм на эмоцию страха бессознательно реагирует  оттоком крови от поверхностных покровов и конечностей. Можно сказать, что первобытное сознание, сидящее глубоко внутри нас, предполагает, что в ближайшее время человека ожидают травмы: порезы, ранения, удары и т.д. Вся кровь собирается внутри тела, во внутренних органах. В таком случае порезы и ранения в этот период, особенно поверхностные, не кровоточат или почти не кровоточат. Стоит об этом помнить, и не отмахиваться во время или даже после боя, не забывать делать перевязки, накладывать жгуты на те раны, которые на первый взгляд не представляют опасности. Период этой эмоции пройдет и кровь пойдет с такой силой, что можно получить большую кровопотерю.

Страх перед боем

Такой животный страх опасен для жизни человека в современной войне. Из-за оттока крови от коры головного мозга наблюдается заторможенность, медленная реакция на опасности, трудность в рациональном мышлении.

Первоначальный отток крови и замедление кровообращения во время эмоции страха, может быть такой силы, что человек впадает в ступор. Перестает реагировать на окружающие раздражители, в том числе и на взрывы вокруг, на команды командиров. Если человек впал в ступор, нужно вывести его из этого состояния любыми возможными способами: окриком и даже физическим воздействием: простое похлопывание по щекам в такой ситации это не пощечина-оскорбление, а физиотерапевтическое воздействие сродни массажу, которое вызывает усиленное кровообращение в кожных покровах головы, приток крови к мозгу и возвращение человека в такое состояние, когда он может что-то понимать и действовать более-менее осознанно.

Медвежья болезнь. Расслабление мочевого пузыря и дефекация – следствие того же оттока крови от коры головного мозга, когда в состоянии стресса теряется контроль за тонусом мышц сфинктера и мочевого пузыря. В этом – также нет чего-то зазорного, только неприятность.

О том, как осуществляется борьба со страхом в японских дисциплинах, о развитии такого качества как боевой дух, мы писали в статье “Боевой дух. Тренировка в Ниппон Кэмпо”. Основные принципы формирования высокого боевого духа (кихаку, яп.), а, значит, и стойкости, неизменны и для самурая XIX века и для пехотинца ВСУ в 2022-2023 году. Здесь мы коротко перечислим три основных направления подготовки боевого духа:

      • Укрепление веры
      • Контроль эмоций и сознания дзансин
      • Контроль энергии Ки

Но, чтобы ознакомиться со всеми аспектами проблемы, мы все же рекомендовали бы прочитать статью полностью.

Бесстрашие

Бесстрашие – вторая крайняя форма проявления эмоций перед боем. Интерес, любопытство к происходящему, граничащее с потерей чувства самосохранения, присуще очень небольшому количеству людей, всего нескольким процентам. Однако, такие люди есть. Они высовываются из окопов, чтобы посмотреть куда прилетело, лезут куда не надо. Чувство возбуждения подавляет у них инстинкт самосохранения, и такие люди часто становятся первыми жертвами при огневом контакте.

Это пример бесстрашия и авантюризма. Отчаяния и героизма – тоже да.

Бесстрашие присуще новичкам. Они не представляют степени опасности той ситуации, в которой они оказались или их мозг отказывается признать, что с ними может что-то случиться. Воины, прошедшие не один бой, не ведут себя таким образом. Возможно, потому, что они просто выжили в предыдущих сражениях. А бесстрашные, но глупые  – в лучшем случае находятся в госпитале, а обычно гибнут первыми.

Боевое возбуждение

Боевое возбуждение, как эмоцию, переживает небольшое количество людей. Обычно не более 15-25%.  Страха у таких людей практически нет. Это состояние предстоящей или уже существующей опасности, когда все органы чувств обостряются настолько, что человек очень четко осознает окружающую ситуацию и обстановку вокруг. Обостряется слух, иногда очень избирательно: в грохоте разрывов человек может слышать жужание комара. Обостряется зрение и восприятие объектов: цвета окружающего мира могут стать очень яркими, некоторые сильно больше других. Вместо бледности, которая присуща людям, испытывающим страх, наоборот, кровь приливает к кожным покровам, лицо краснеет, ритм сердца увеличивается, глаза блестят.

Дзансин – расслабленная бдительнось

В японских боевых искусствах похожее состояние называется дзансин. Однако есть серьезное отличие. Состояние дзансин – это эмоция спокойствия, состояние расслабленной бдительности. Состояние, когда обострение органов чувств велико, но при этом сам человек спокоен, сосредоточен: сердце бьется ровно, руки не трясутся, глаза не горят.

Дзансин можно и нужно тренировать не только заранее, но и постоянно. Базовые упражнения по тренировке дзансин описаны в нашей статье “Боевой дух. Тренировка в Ниппон кэмпо”.

Во время боя

Во время боя часть людей, подверженных страху, так или иначе преодолевают эту эмоцию. Страх уходит, вместо него возникает так называемое “туннельное зрение”. Когда человек сосредоточен только на одной задаче:

      • при артиллерийском или минометном обстреле: переместиться в безопасное место, спрятаться, свернуться в клубок, стать маленьким и незаметным;
      • при  атаке: дойти до вот того дома, дерева, занять вот эту позицию;
Боевая психологическая подготовка.
Его мозг отметает все воздействия и все размышления вокруг: он должен заряжать снарядами орудие, чтобы вокруг не происходило! Должен стрелять по врагу!

Но при этом у многих чувство страха до конца не уходит. Если говорить о стрелковом бое, то человек, не преодолевший чувство страха в полной мере, очень часто стреляет неприцельно и много, пытаясь таким образом подавить это чувство.

Люди же, пребывающие перед боем в состоянии боевого возбуждения также успокаиваются, и у них также возникает своеобразное “туннельное зрение”. Но, при этом их действия более рациональны, более взвешены: в том же стрелковом бою они стреляют прицельно, расходуют боезапас значительно более эфективно.

Это состояние – состояние туннельного зрения чем-то близко к тому, что в Будо называют – мусин.

Мусин «Mushin» (яп.無心) -  сознание без мысли и размышления. Ум без ума.

Мусин – навыки без ума

Как это часто бывает, в западных понятиях нет прямой аналогии понятию мусин. Мусин – значительно более емкое понятие, чем туннельное зрение. Хорошо объясняет что такое мусин знаменитый японский дзэн-монах Такуан. Монах Такуан жил в XVII веке, был учителем непобедимого Миямото Мусаси, легендарного ронина, мастера фехтования. В одном из 6 трактатов о боевых искусствах “Книга самурая. Письма Такуана…” он говорит:Книга самурая

«…<Мусин>Эта пустота “не-умности” относится ко всем видам деятельности, а так же к танцам и фехтованию. Танцор поднимает веер и топает ногой. Если он хоть чуть-чуть думает о том, как ему это надо сделать хорошо, он перестаёт быть хорошим танцором и его ум останавливается на каждом моменте. Во всех действиях необходимо забыть свой “ум” и стать единым с тем, что ты в этот миг делаешь. »

И еще:

«В случае фехтования, например, когда противник пытается напасть на вас, ваши глаза сразу же ловят движение его меча, и вы можете попытаться последовать за ним. Но как только это случится, вы перестаете владеть собой и, несомненно, потерпите поражение. Это называется «остановкой». <Но существует другой способ отражения меча противника.> Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас, но не позволяете своему уму «останавливаться» на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника, не позволяйте своему уму «останавливаться» на этом, продолжайте двигаться все так же навстречу противнику и используйте его атаку, обращая ее против него самого. Тогда его меч, несший смерть вам, станет вашим собственным, и оружие это обрушится на самого противника.»

Если говорить современным языком и современными понятиями, то во время стрессовой ситуации боя вы должны и будете действовать на уровне подсознания, используя заранее наработанные навыки и умения. Времени думать и размышлять – нет и не будет! Умение мыслить – это очень хороший навык, но в бою это непозволительная роскошь.

Хорошие предварительные наработанные навыки: умение окапываться, умение быстро и метко стрелять, перезаряжать оружие, маскироваться, бежать, падать и снова подниматься – все это выходит по значимости вперед. Во время боя вы должны это делать автоматически, не задумываясь, что именно и как. Такое состояние обеспечивает больше свобод, более быстрое восприятие и более быструю реакцию и время реагирования на складывающуюся обстановку. И, конечно, нужно тренировать до автоматизма все простые навыки, чтобы не пришлось задумываться, что и как нужно делать.

тренировка боевых навыков
Тренировать навыки необходимо тренировать заранее до автоматизма

Муга – отказ от самооценки

Второй важный принцип в Будо во время боя, связанный с мусин, это  муга  (яп. 無我), отношение сознания к нашему «Я», к себе самому. Основная проблема состоит в том, что наша самооценка часто служит барьером для выполнения того или другого действия. Наше внутреннее «Я» часто оценивает наше внешнее «Я» неправильно. Наша самооценка и самоидентификация: «Я – такой», «Я – умею», «Я – могу» и т.д.  В бою мы ограничиваем себя тем, что мы о себе думаем, как мы оцениваем себя. Например: «Я – боюсь». Физически человек ограничен в бою, но ограничений физических реально гораздо меньше, чем их сам человек устанавливает для себя психологически. Если во время боя помнить, что «Я –  старый», «Я – не могу прыгнуть вон в тот окоп на 4 метра», «Я – не подниму раненого, я –  слаб»,  «Я – не попаду», то вы и не сделаете того, что позволит вам выполнить боевую задачу, не позволит в конечном итоге сохранить вам жизнь. Муга – это отказ от свойств своей личности, от ограничений, это полное выключение самооценки «могу – не могу». Перестаньте обращать внимание на самоидентификацию в бою. «Я сейчас сам бой». «Я сейчас ситуация». «Я не человек в этой ситуации». И тогда вы даже не заметите, как прыгните в окоп на 4 метра, или пронесете на плечах раненого товарища 5 км. И обязательно попадете в цель с первого выстрела. Сделаете то, что не сделали бы никогда в обычной ситуации. И это в итоге спасет жизнь и вам, и другим.

Тренировка боевые искусства
Постоянные тренировки

Одно из хороших упражнений для выработки муга, которое применяется в Ниппон кэмпо, это высокая интенсивность непрекращающихся свободных поединков, с постоянно меняющимися противниками при мавариейко (яп. 回り稽古), энжин-гейко (円陣稽古), моусиай гейко (申し合い稽古), какари-гейко (яп.懸かり稽古). Такие нагрузки позволяют бойцу в Ниппон кемпо подойти к границам физических возможностей. Все я больше не могу, я устал и т.д. Все, это –  самоограничение. Если мы в этот момент отказываемся от самоограничения, тогда мы и приходим к пониманию муга. «Я перестаю быть самим собой». «Я становлюсь ситуацией». Все это открывает большие возможности в выживании. Этого нет в большинстве спортивных систем единоборств. Это отличие тех, кто изучает Будо, от тех, кто занимается спортом. Спорт рождает чемпионов, а Будо – воинов.

смотрят но не видят
“Взгляд на 2000 ярдов” – так говорят о солдатах, переживших сильнейший стресс во время боя.

После боя

Психологическая усталость, душевное выгорание – еще одни понятия военной психологии. Часто после боя или во время затишья, солдат ощущает апатию, полное отсутствие интереса к чему бы то ни было. Внешнее проявление – остановившийся взгляд. Это – защитная реакция нашего сознания. Человек ничего не замечает вокруг. Однако, такое состояние очень опасно: позиции не охраняются должным образом, минные поля не расставлены, машины (танки, БМП, БТР или МТЛБ) не заправлены, новые защитные сооружения не построены, а старые окопы не восстановлены, БК не восполнен. Достаточно следующей волны вражеской атаки, налета или захода ДРГ и спрятаться от снарядов будет негде, ДРГ зайдет в тыл и т.д. Нужно восстанавливаться. Терять бдительность нельзя. Иначе, как говорят африканцы «Мертвый лев встанет и съест тебя». В японских единоборствах после боя боец должен оставаться в состоянии дзансин, состоянии расслабленной бдительности, готовности продолжать бой. Том самом, в котором он находился прямо перед боем. У японских самураев была пословица «После сражения затяни потуже лямки своего шлема», что означало, что будь готов к любым неожиданностям, к новому бою. Это также достигается путем упорных тренировок, готовности к стрессам.

Дзансин, мусин и муга – это навыки, которые позволяют выйти на совершенно другой, качественно новый уровень эффективности боя, а, значит, получить преимущество над противником, выжить и одержать победу. Если же подготовленных людей, обладающих этими навыками, в подразделении несколько, то уверенность в себе, в своей силе, увеличивается в разы «коллективным бессознательным».

Формирование же уверенности на основе профессиональных навыков и высоких морально психологических качеств, с накоплением личного опыта побед над своими страхами и ошибками, рождает дух воина, дух победителя.

 

При копировании материала просим ссылаться на источник https://nipponkempo.com.ua/article/boevaya-psihologicheskaya-podgotovka/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.