Додзёкун – правила воспитания характера

 

Спутники самураяКаждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием.

М. Адзельо

 

Додзёкун ( 道場訓) – правила, которым должен следовать любой человек, вступающий на путь познания японского боевого искусства. Чаще всего этот свод правил представлен в виде клятвы, которую произносит человек, вступающий в то или иное додзё. Додзёкун есть во всех современных видах японских единоборств. Он есть во всех школах дзюдо, есть в каратэ, в кендо, айкидо и т.д., и, конечно в Ниппон кэмпо. Экзотическое для европейца понятие, которое для непосвященного воспринимается как  обычный набор душеподнимающих лозунгов, додзёкун, на самом деле имеет глубинный философский смысл. И, наряду с остальными понятиями, такими как рэйги (этикет взаимоотношений), рэйсики (правила поведения в додзё), а также представлением додзё как храма для тренировки тела и духа, делает японские единоборства такими, какими мы их знаем – боевыми искусствами для посвященных.

Судьи Ниппон кэмпо должны знать додзёкун обязательно
Тестирование судей Ниппон Кэмпо. Знание Додзёкун – обязательно!

Додзёкун и кайсетцу

В традиционных японских школах боевых искусств, которые основываются на Кодексе самурайской чести Хагакурэ Бусидо (葉隱 1716г) существует  такое понятие как кай-сетцу/kaisetsu (jap.: 解説).  Кайсетцу дословно переводится как “объяснение”, ”комментарий”, “интерпретация”.  На деле кайсетцу  – это несколько десятков афоризмов, олицетворяющих принципы, которыми руководствуются  при изучении боевого искусства для того, чтобы выполнить правила додзёкун.

Спортсмены Ниппон кэмпо
Спортсмены перед клятвой додзёкун на соревнованиях

С помощью кайсетцу упрощается понимание философии Будо. Следование принципам кайсетцу приводит к выполнению правил додзёкун, наполняют сосуд, который вылепил из себя человек, изучающий технику единоборств, философским смыслом. Делают из непосвященного человека, знающего как драться, посвященного, знающего зачем, почему и когда он должен вступать в бой. Нельзя отбарабанить, как попугай, правила додзёкун, и думать, что после этого ты стал великим воином. Нужно выполнять додзёкун, следуя кайсетцу, стремиться им соответствовать всю жизнь и тогда можно быть уверенным, что ты идешь по Пути боевых искусств (Будо).  Тот же кто игнорирует додзёкун, не обращает внимания на кайсетцу, тот усваивает только формальные приемы защиты и нападения и никогда не будет настоящим воином, никогда не достигнет настоящей готовности (Сисэй)и будет по сравнению с мастером всегда  выглядеть ремесленником.

В отдельных таблицах ниже представлены пять главных правил додзёкун  школы Сакугавы (XVII век)и кайсетцу, объясняющие эти правила:


Додзёкун – правило «Крепи характер»
Hitotsu, jinkaku kansei ni tsutomuru koto Клянемся, совершенствовать характер

Кайсетцу к правилу 

«Крепи характер»

Мэйкё си суй Чистое зеркало отражает реальность
Тодай мотто кураси У подножия маяка – темно
Сэкка-но ки Кремни высекают искры
Мусин-но кокоро Освободите свой дух!
Гисин фуки Техника и дух – единое целое!
Мё ва кё дзицу-но канн ни арии Суть – посередине – между нападением и защитой!
Кэндзё-но битоку Смирение дает силу!
Ити мити иссё Один день – одна жизнь!
Кэн дзэн ити Меч и дзен – едины
Ри-но сугё, вадза-но сугё Совершенствуй дух и технику!
Из Додзё Кун Сакугавы Сунго (1733-1815)

История Додзекун

Основные положения додзекун начали формироваться еще в пору возникновения боевых искусств. Первый известный старинный документ, который описывал  технику рукопашного боя –  китайский трактат «Bubishi», неизвестного автора, уже включал в себя ряд правил, которыми должен был руководствоваться изучающий технику воин. «Bu» – воин, а «Bi» – знание, «Shi» – дух. «Бубиши» состоит из 240 глав, в книге описаны различные варианты стратегии, техники, как с оружием, так и без оружия. Книга представляет собой не только руководство по самообороне и рукопашному бою, но целый  свод знаний с иллюстрациями, описывающих человека, его тело,  способы борьбы, ударной техники,  в том числе и болевые точки на теле человека.  Отдельный раздел посвящен травам и траволечению.

Бубиши
Три странички из старинного иллюстрированного трактата “Бубиши”

Впервые часть «Бубиши» была открыта всему миру в 1934 году в Японии, хотя сам оригинал судя по некоторой информации находится в Китае. Есть предположение, что один из экземпляров  Бубиши попал на Окинаву и послужил  основанием для превосходства окинавских школ рукопашного боя – каратэ над всеми остальными школами Японии.  Опубликована была только часть документа, относящаяся к рукопашному бою.  Приведем лишь некоторые принципы мудрости, записанные  в этом трактате:

  • Оставь гнев врагу;
  • Помни, что пустой сосуд гремит сильнее всего;
  • Знай свое место в жизни;
  • Успех порождают мудрость и сила;
  • Осторожность – лучшая сторона храбрости;
  • Причины и действия тесно взаимосвязаны.

То, что мы видим сейчас в додзёкун и в кайсётцу – это уже структурированный сплав правил, мудростей и принципов из «Бусидо» (кодекса самураев), китайского «Бубиши», «Искусства войны» Сунь Цзы и «Книги пяти колец» Миямото Мусаши, философского руководства по кэндзюцу – настольной книги самураев XVII века.

Додзё кун связывают с именем основателя окинавского каратэ – мастером Сакугавой Шунго. Именно он, вернувшись из Китая на Окинаву открыл школу(додзё) Каратэ-но Сакугава, в котором ввел свод правил додзёкун. Случилось это значительно позднее  – уже в XVIII веке.

Додзёкун – правило «Храни преданность, честность и искренность»
Hitotsu, makoto no michi wo mamoru koto Клянемся, хранить преданность, честность и искренность

Кайсетцу  к правилу 

«Храни преданность, честность и искренность»

Додзё номино каратэ-то омоу на Не верь, что каратэ занимаются тольк в додзё
Каратэ ва ги-но тасукэ Каратэ – залог справедливости
Фугэн дзикко О тебе говорят твои дела
Сэцу-до моцу Будь силен, но знай, когда проявить мягкость
Мадзу дзико во сирэ, сикоситэ тао во сирэ Сначала познай себя, потом – других!
Гассо Наслаждайся каждым мгновением жизни
Вадзавай ва гэтай ни содзу Несчастье всегда случается по неосторожности
Мидзу-но кокоро Сознание как вода
Коэ наки о-кики, катати наки о-миру Ты можеш слышать неслышимое и видеть невидимое

Из Додзё Кун Сакугавы Сунго (1733-1815)

Единство различных додзёкун

Суть изначальных норм Додзе кун осталось и поныне неизменной.  Додзе кун сводится к пяти принципам, всецело определяющим духовное становления ученика, следующего истинным Путем, а именно эти принципы определяют:

  • Его отношение к самому себе;
  • Его отношение к миру;
  • Пути подлинного устремления;
  • Правил поведения в обществе;
  • Ненасилия.
Клятва кэмпо
Клятва Ниппон кэмпо – молодые спортсмены

Опыт показывает, что человек, стремящийся достичь совершенствования в боевых искусствах, не может не следовать принципам Додзе кун. Для всех занимающихся боевыми искусствами, независимо от их квалификации, крайне важно регулярно проверять свое отношение к жизни и окружающим их людям нормами Додзе кун.

Додзёкун – правило «Стремись к большему – будь упорным и прилежным»
Hitotsu, doryōku no seishin wo yashinau koto Клянемся, стремиться к большему – быть упорным и прилежным

Кайсетцу к правилу 

«Стремись к большему – будь упорным и прилежным»

Моссосэки Не оставляй за собой следов
Иккэн хиссацу Один удар – смерть!
Ко гаку син Открой  ум знаниям!
Хито-но тэ аси во кэн то омоэ Твои руки и ноги – это твои мечи
Кан ни хацу о-ирэдзу Нет места для одного единственного волоска
До му кёку Жизнь не ведает границ
Нана короби я оки Семь раз падаешь – восемь раз встань
Каратэ ва ю-но гота си таэдзу нэцудо во атаэдзарэба мото-но мидзу ни каэру Каратэ, как кипяток — остынет, если не подогревать
Хито ката сан нэн Каратэ – безгранично
Хито комэ, хито асэ Три года на одну ката

Из Додзё Кун Сакугавы Сунго (1733-1815)

Кайсетцу – многочисленные изречения, комментирующие различные варианты Додзе кун, будь то принятые в школе дзю-до, каратэ-до, кэн-до, охватывают самые разные стороны философии Будо. Мастера, возглавляющие отдельные школы и направления боевых искусств, выбирают из множества изречений те, что кажутся им самыми важными, и опираются на них как на философскую основу своей школы. Так, в основе традиционного стиля Сетокан каратэ-до, лежат двадцать изречений, составленных мастером Фунакоси и известных под названием «Сето нидзюкун». Основатель Дзю до Кано Дзигоро, написал свои философские изречения, послуживших основой формирования философии дзю-до и клятвой. Причем написаны эти правила были в 1884 году, и ученики, вступающие в эту школу, торжественно давали клятву. Многие пункты это клятвы не утратили своей значимости и сегодня:

  1. Я посвящаю себя борьбе дзю-до и не брошу занятия, без серьезных на то причин;
  2. Я обещаю своим поведением не уронить достоинство школы;
  3. Я клянусь не выдать секреты школы непосвящённым;
  4. Я обещаю не давать уроки, без разрешения на то, моего учителя;
  5. Я клянусь уважать правила Кодокан как ученик и как преподаватель, если я им стану.
Додзёкун – правило «Соблюдай этикет – уважай других»
Hitotsu, reigi wo omonzuru koto Клянемся, соблюдать этикет и  уважать других
Кайсетцу к правилу «Соблюдай этикет – уважай других»
Оси синобу осу Будь терпелив с собой и другими
Каратэ-до ва рэй ни хадзимари, рэй ни овару кото во васуруна Каратэ-до начинается с уважения и заканчивается уважением
Омойяри Заботься о других!

Из Додзё Кун Сакугавы Сунго(1733-1815)

Додзёкун Ниппон Кэмпо

В Ниппон кэмпо, существует несколько вариантов додзе кун. Любой турнир по Японскому рукопашному бою, начинается с торжественной клятвы участников соревнования:

Мы клянемся:

  • Вести бой достойно и честно;
  • Уважать соперников и судей;
  • Соблюдать правила Ниппон кэмпо;
  • Соблюдать Дух и принципы Будо;
  • Совершенствовать самого себя.

В  японских додзе Ниппон кэмпо, приняты различные варианты Додзе кун, но,  все они следуют пяти основным положениям:

  • Поставь перед собой цель;
  • Развивай свой дух, ум и тело;
  • Стремись учиться;
  • Прими ответственность;
  • Выбирай себе друзей

Вариант на Японском языке

日本拳法協会の道場訓

  • 志を立てよ
  • 気を振るえ
  • 学に勉めよ
  • 稚心を去れ
  • 交友をえらべ

 

Помимо Японских систем самозащиты и рукопашного боя, многие федерации и организации спортивных единоборств, борьбы и бокса, по образу и подобию создают свои кодексы чести и правила поведения.

кодекс боксера

Додзёкун – правило «Воздерживаться от грубости – откажись от насилия»
Hitotsu, kekki no yū wo imashimuru koto Клянемся, воздерживаться от грубости и отказаться от насилия
Кайсетцу к правилу «Воздерживаться от грубости – откажись от насилия»
Хэйдзё син корэ мити При опасности дух человека должен быть спокоен, как в повседневной жизни
Каратэ ни сэнтэ наси В каратэ не нападают первым
Гидзюцу ёй синдзюцу Сила духа важнее мастерства техники

Из Додзё Кун Сакугавы Сунго(1733-1815)

Додзе кун оставляет в памяти любого обучаемого неизгладимый след на всю жизнь, если этот след закреплен практическими занятиями. Другие же школы единоборств, которые проводят обучения в рамках программы: «левый в живот, правый в голову, за ноги и «поставил на фуражку», так и останутся в лучшем случае секциями для обучения приемам и ничего не оставят после себя ни в истории, ни в головах у учеников, которые в них занимаются…