Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием.
Додзёкун ( 道場訓) – правила, которым должен следовать любой человек, вступающий на путь познания японского боевого искусства. Чаще всего этот свод правил представлен в виде клятвы, которую произносит человек, вступающий в то или иное додзё. Додзёкун есть во всех современных видах японских единоборств. Он есть во всех школах дзюдо, есть в каратэ, в кендо, айкидо и т.д., и, конечно в Ниппон кэмпо. Экзотическое для европейца понятие, которое для непосвященного воспринимается как обычный набор душеподнимающих лозунгов, додзёкун, на самом деле имеет глубинный философский смысл. И, наряду с остальными понятиями, такими как рэйги (этикет взаимоотношений), рэйсики (правила поведения в додзё), а также представлением додзё как храма для тренировки тела и духа, делает японские единоборства такими, какими мы их знаем – боевыми искусствами для посвященных.


Додзёкун и кайсетцу
В традиционных японских школах боевых искусств, которые основываются на Кодексе самурайской чести Хагакурэ Бусидо (葉隱 1716г) существует такое понятие как кай-сетцу/kaisetsu (jap.: 解説). Кайсетцу дословно переводится как “объяснение”, ”комментарий”, “интерпретация”. На деле кайсетцу – это несколько десятков афоризмов, олицетворяющих принципы, которыми руководствуются при изучении боевого искусства для того, чтобы выполнить правила додзёкун.

С помощью кайсетцу упрощается понимание философии Будо. Следование принципам кайсетцу приводит к выполнению правил додзёкун, наполняют сосуд, который вылепил из себя человек, изучающий технику единоборств, философским смыслом. Делают из непосвященного человека, знающего как драться, посвященного, знающего зачем, почему и когда он должен вступать в бой. Нельзя отбарабанить, как попугай, правила додзёкун, и думать, что после этого ты стал великим воином. Нужно выполнять додзёкун, следуя кайсетцу, стремиться им соответствовать всю жизнь и тогда можно быть уверенным, что ты идешь по Пути боевых искусств (Будо). Тот же кто игнорирует додзёкун, не обращает внимания на кайсетцу, тот усваивает только формальные приемы защиты и нападения и никогда не будет настоящим воином, никогда не достигнет настоящей готовности (Сисэй)и будет по сравнению с мастером всегда выглядеть ремесленником.
В отдельных таблицах ниже представлены пять главных правил додзёкун школы Сакугавы (XVII век)и кайсетцу, объясняющие эти правила:
Додзёкун – правило «Крепи характер» | |
Hitotsu, jinkaku kansei ni tsutomuru koto | Клянемся, совершенствовать характер |
Кайсетцу к правилу «Крепи характер» | |
Мэйкё си суй | Чистое зеркало отражает реальность |
Тодай мотто кураси | У подножия маяка – темно |
Сэкка-но ки | Кремни высекают искры |
Мусин-но кокоро | Освободите свой дух! |
Гисин фуки | Техника и дух – единое целое! |
Мё ва кё дзицу-но канн ни арии | Суть – посередине – между нападением и защитой! |
Кэндзё-но битоку | Смирение дает силу! |
Ити мити иссё | Один день – одна жизнь! |
Кэн дзэн ити | Меч и дзен – едины |
Ри-но сугё, вадза-но сугё | Совершенствуй дух и технику! |
Из Додзё Кун Сакугавы Сунго (1733-1815) |
История Додзекун
Основные положения додзекун начали формироваться еще в пору возникновения боевых искусств. Первый известный старинный документ, который описывал технику рукопашного боя – китайский трактат «Bubishi», неизвестного автора, уже включал в себя ряд правил, которыми должен был руководствоваться изучающий технику воин. «Bu» – воин, а «Bi» – знание, «Shi» – дух. «Бубиши» состоит из 240 глав, в книге описаны различные варианты стратегии, техники, как с оружием, так и без оружия. Книга представляет собой не только руководство по самообороне и рукопашному бою, но целый свод знаний с иллюстрациями, описывающих человека, его тело, способы борьбы, ударной техники, в том числе и болевые точки на теле человека. Отдельный раздел посвящен травам и траволечению.

Впервые часть «Бубиши» была открыта всему миру в 1934 году в Японии, хотя сам оригинал судя по некоторой информации находится в Китае. Есть предположение, что один из экземпляров Бубиши попал на Окинаву и послужил основанием для превосходства окинавских школ рукопашного боя – каратэ над всеми остальными школами Японии. Опубликована была только часть документа, относящаяся к рукопашному бою. Приведем лишь некоторые принципы мудрости, записанные в этом трактате:
- Оставь гнев врагу;
- Помни, что пустой сосуд гремит сильнее всего;
- Знай свое место в жизни;
- Успех порождают мудрость и сила;
- Осторожность – лучшая сторона храбрости;
- Причины и действия тесно взаимосвязаны.
То, что мы видим сейчас в додзёкун и в кайсётцу – это уже структурированный сплав правил, мудростей и принципов из «Бусидо» (кодекса самураев), китайского «Бубиши», «Искусства войны» Сунь Цзы и «Книги пяти колец» Миямото Мусаши, философского руководства по кэндзюцу – настольной книги самураев XVII века.
Додзё кун связывают с именем основателя окинавского каратэ – мастером Сакугавой Шунго. Именно он, вернувшись из Китая на Окинаву открыл школу(додзё) Каратэ-но Сакугава, в котором ввел свод правил додзёкун. Случилось это значительно позднее – уже в XVIII веке.
Додзёкун – правило «Храни преданность, честность и искренность» | |
Hitotsu, makoto no michi wo mamoru koto | Клянемся, хранить преданность, честность и искренность |
Кайсетцу к правилу «Храни преданность, честность и искренность» | |
Додзё номино каратэ-то омоу на | Не верь, что каратэ занимаются тольк в додзё |
Каратэ ва ги-но тасукэ | Каратэ – залог справедливости |
Фугэн дзикко | О тебе говорят твои дела |
Сэцу-до моцу | Будь силен, но знай, когда проявить мягкость |
Мадзу дзико во сирэ, сикоситэ тао во сирэ | Сначала познай себя, потом – других! |
Гассо | Наслаждайся каждым мгновением жизни |
Вадзавай ва гэтай ни содзу | Несчастье всегда случается по неосторожности |
Мидзу-но кокоро | Сознание как вода |
Коэ наки о-кики, катати наки о-миру | Ты можеш слышать неслышимое и видеть невидимое |
Из Додзё Кун Сакугавы Сунго (1733-1815) |
Единство различных додзёкун
Суть изначальных норм Додзе кун осталось и поныне неизменной. Додзе кун сводится к пяти принципам, всецело определяющим духовное становления ученика, следующего истинным Путем, а именно эти принципы определяют:
- Его отношение к самому себе;
- Его отношение к миру;
- Пути подлинного устремления;
- Правил поведения в обществе;
- Ненасилия.

Опыт показывает, что человек, стремящийся достичь совершенствования в боевых искусствах, не может не следовать принципам Додзе кун. Для всех занимающихся боевыми искусствами, независимо от их квалификации, крайне важно регулярно проверять свое отношение к жизни и окружающим их людям нормами Додзе кун.
Додзёкун – правило «Стремись к большему – будь упорным и прилежным» | |
Hitotsu, doryōku no seishin wo yashinau koto | Клянемся, стремиться к большему – быть упорным и прилежным |
Кайсетцу к правилу «Стремись к большему – будь упорным и прилежным» | |
Моссосэки | Не оставляй за собой следов |
Иккэн хиссацу | Один удар – смерть! |
Ко гаку син | Открой ум знаниям! |
Хито-но тэ аси во кэн то омоэ | Твои руки и ноги – это твои мечи |
Кан ни хацу о-ирэдзу | Нет места для одного единственного волоска |
До му кёку | Жизнь не ведает границ |
Нана короби я оки | Семь раз падаешь – восемь раз встань |
Каратэ ва ю-но гота си таэдзу нэцудо во атаэдзарэба мото-но мидзу ни каэру | Каратэ, как кипяток — остынет, если не подогревать |
Хито ката сан нэн | Каратэ – безгранично |
Хито комэ, хито асэ | Три года на одну ката |
Из Додзё Кун Сакугавы Сунго (1733-1815) |
Кайсетцу – многочисленные изречения, комментирующие различные варианты Додзе кун, будь то принятые в школе дзю-до, каратэ-до, кэн-до, охватывают самые разные стороны философии Будо. Мастера, возглавляющие отдельные школы и направления боевых искусств, выбирают из множества изречений те, что кажутся им самыми важными, и опираются на них как на философскую основу своей школы. Так, в основе традиционного стиля Сетокан каратэ-до, лежат двадцать изречений, составленных мастером Фунакоси и известных под названием «Сето нидзюкун». Основатель Дзю до Кано Дзигоро, написал свои философские изречения, послуживших основой формирования философии дзю-до и клятвой. Причем написаны эти правила были в 1884 году, и ученики, вступающие в эту школу, торжественно давали клятву. Многие пункты это клятвы не утратили своей значимости и сегодня:
- Я посвящаю себя борьбе дзю-до и не брошу занятия, без серьезных на то причин;
- Я обещаю своим поведением не уронить достоинство школы;
- Я клянусь не выдать секреты школы непосвящённым;
- Я обещаю не давать уроки, без разрешения на то, моего учителя;
- Я клянусь уважать правила Кодокан как ученик и как преподаватель, если я им стану.
Додзёкун – правило «Соблюдай этикет – уважай других» | |
Hitotsu, reigi wo omonzuru koto | Клянемся, соблюдать этикет и уважать других |
Кайсетцу к правилу «Соблюдай этикет – уважай других» | |
Оси синобу осу | Будь терпелив с собой и другими |
Каратэ-до ва рэй ни хадзимари, рэй ни овару кото во васуруна | Каратэ-до начинается с уважения и заканчивается уважением |
Омойяри | Заботься о других! |
Из Додзё Кун Сакугавы Сунго(1733-1815) |
Додзёкун Ниппон Кэмпо
В Ниппон кэмпо, существует несколько вариантов додзе кун. Любой турнир по Японскому рукопашному бою, начинается с торжественной клятвы участников соревнования:
Мы клянемся:
- Вести бой достойно и честно;
- Уважать соперников и судей;
- Соблюдать правила Ниппон кэмпо;
- Соблюдать Дух и принципы Будо;
- Совершенствовать самого себя.
В японских додзе Ниппон кэмпо, приняты различные варианты Додзе кун, но, все они следуют пяти основным положениям:
- Поставь перед собой цель;
- Развивай свой дух, ум и тело;
- Стремись учиться;
- Прими ответственность;
- Выбирай себе друзей
Вариант на Японском языке
日本拳法協会の道場訓
- 志を立てよ
- 気を振るえ
- 学に勉めよ
- 稚心を去れ
- 交友をえらべ
Помимо Японских систем самозащиты и рукопашного боя, многие федерации и организации спортивных единоборств, борьбы и бокса, по образу и подобию создают свои кодексы чести и правила поведения.
Додзёкун – правило «Воздерживаться от грубости – откажись от насилия» | |
Hitotsu, kekki no yū wo imashimuru koto | Клянемся, воздерживаться от грубости и отказаться от насилия |
Кайсетцу к правилу «Воздерживаться от грубости – откажись от насилия» | |
Хэйдзё син корэ мити | При опасности дух человека должен быть спокоен, как в повседневной жизни |
Каратэ ни сэнтэ наси | В каратэ не нападают первым |
Гидзюцу ёй синдзюцу | Сила духа важнее мастерства техники |
Из Додзё Кун Сакугавы Сунго(1733-1815) |
Додзе кун оставляет в памяти любого обучаемого неизгладимый след на всю жизнь, если этот след закреплен практическими занятиями. Другие же школы единоборств, которые проводят обучения в рамках программы: «левый в живот, правый в голову, за ноги и «поставил на фуражку», так и останутся в лучшем случае секциями для обучения приемам и ничего не оставят после себя ни в истории, ни в головах у учеников, которые в них занимаются…
При копировании материала просим ссылаться на источник nipponkempo.com.ua/article/dodzyokun-pravila-vospitaniya-haraktera/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.