Жизнь и путь Сокэ Саваяма Мунэоми

Сокэ Саваяма Мунэоми (Масару) — основатель Ниппон Кэмпо, жизнь и путь Учителя

sawayama(1906 – 1977)

Историю не нужно учить — ее просто нужно знать…

В наше время стали невероятно популярны различные системы борьбы смешанного стиля.   В особенности так называемые «бои без правил», пропагандирующие объединение ударных стилей и борьбы. Но мало кто знает и слышал о системе Ниппон кэмпо, которая была задумана и воплощена в жизнь, как первая система полностью контактных боев смешанного типа в 30-х годах XX века на родине самураев — Японии. Главным разработчиком и основателем японского рукопашного боя Ниппон кэмпо был и остается мастер Саваяма Масару. Сокэ (яп. 宗家 Саваяма Масару, а его имя довольно часто неправильно прочитывают как «Кацу»), известен также под псевдонимом Мунэоми, по праву считается создателем системы японского рукопашного боя «Nippon kempo».

Родился Саваяма в префектуре Нара 12 декабря 1906 года в семье знатного рода из клана Накаокэ. От рождения был болезненным ребенком, по свидетельствам современников даже пешая прогулка к школе лишала его сил. Так продолжалось приблизительно до 13 лет. В это время в Японию начинают активно проникать разные виды западного спорта. Бейсбол, бокс, атлетическая гимнастика и другие виды. Эти новые течения начинают захватывать сознание японской молодежи. Из Европы привозят ряд журналов и книг, связанных с их популяризацией. Открываются различные спортивные лавки, где продаются гантели, эспандеры и другие спортивные снаряды «экзотической» западной цивилизации. Масару тоже попадает под влияние такой экспансии и решается изменить себя, мужчина должен быть сильным. Он начал заниматься атлетической гимнастикой и боевыми искусствами. И всего за несколько лет произошла чудесная метафора — он превратился в крепкого молодого юношу с красивой атлетической фигурой.

Soke1

Большое влияние на жизнь и становление Саваямы Масару оказал один  из зачинателей западных форм подготовки спортсменов в Японии —  легендарный Дзигоро Кано (основатель дзюдо). Начиная с 1904 года именно Дзигоро внедряет и популяризует систему силовой подготовки Евгения Сандова (основоположника культуризма). Имея возможность ездить по миру и бывать в Европе, Д зигоро Кано, будучи высокообразованным человеком, ищет и находит различные методы подготовки. Обратив внимание на систему силового тренинга и его пользу Кано, одним из первых начал применять гантели, эспандеры и штанги в дзюдо.

подгтовка в Японии
Силовая тренировка в Японии, 1920-е годы

К 1926 году – году поступления Саваяма Масару в Кансайский университет на юридический факультет в г. Осака – это был прекрасно развитый парень.

Soke Sawayama
Саваяма Масару, фото примерно 1926-1927 гг.

В университете он усиленно занимается дзюдо и достигает уровня 5-го дана (Шихан), превращаясь в защитника всех обиженных, неоднократно разнимая дерущихся между собой студентов и утихомиривая местных хулиганов. Саваяма Масару не только был технически высоко подготовленным бойцом, он имел выдающиеся организаторские и лидерские способности, возглавлял сборную команду университета по дзюдо.

В период учебы в университете Саваяма заинтересовался ударной техникой ведения боя, которой, по его мнению, в системах дзюдо и дзю-дзюцу уделялось недостаточно внимания. Основой тренировки в дзюдо были рандори – вольные поединки, проводимые по определенным правилам. Позволяя сформировать у борца ряд полезных навыков – развить реакцию, чувство дистанции, умение действовать по обстановке, проводить приемы на сопротивляющемся противнике. Однако правила рандори запрещали использовать ударную технику. Это обуславливалось необходимостью снизить травматизм спортсмена и максимально обезопасить от получения тяжелых травм. По этой причине удары в уязвимые болевые точки были сохранены только в ката, но практика одних лишь ката, по мнению Саваяма, не позволяла овладеть ударной техникой на высоком уровне. Осознание этого заставила обратиться его к исследованию старых школ будзюцу (воинских искусств), славившихся изощренными приемами поражения уязвимых точек человеческого тела – атэми, и он немало времени потратил на поиски старинных наставлений, в которых эта техника была описана, а также знакомство с мастерами, проживающими на тот период в Осаке.

В 20-х годах XX века в Японию начали проникать несколько «ударных» систем: европейский бокс, окинавское каратэ – до, и тайский бокс. Осака стала «центром» пребывание мастеров различных систем боевых искусств. Благодаря такому стечению обстоятельств Масару получил возможность посещать занятия и выступления мастеров различных стилей единоборств. Он смог сравнивать достоинства и недостатки борцовских и ударных стилей. На основании увиденного, он пришел к выводу, что подлинное боевое искусство, подобно старинному будзюцу, должно включать в свой арсенал ударную технику боя, броски, болевые контроли и возможность противодействовать оружию. После таких заключений, решил сам создать такую синтетическую боевую систему прикладного характера. Узнав, что в городе практикует мастер окинавского каратэ-до Кэнва Мабуни (создатель стиля Сито рю каратэ-до), он становится его учеником.

Кенво Мабуни
Кенва Мабуни основатель Сито – рю каратэ-до

 А уже через несколько месяцев, в июне 1930 года, в родном Кансайском университете открылось Общество изучения тодэ (Тодэ кэнкю-кай). Тотэ (тодэ, то-тэ) — общее название боевых искусств, практиковавшихся на Окинаве и имевших китайское происхождение. Общество изучения тодэ стало главным центром изучения каратэ-до в регионе Кансай. По его приглашению и при помощи Кэнва Мабуни вначале 1930-х в Кансайском университете проводят семинары по Годзю-рю основатель стиля Мияги Тёдзюни и китайский мастер У Сяньгуй стиль Байхэ-цюань 白鹤拳 (Белый журавль), его журавлиный стиль оказал немалое влияние на формирование школ Годзю-рю и Сито-рю. Их демонстрации и преподавание способствовали росту интереса к окинавскому боевому искусству у жителей Осака и прилегающих районов.

Masaru-Sawayama
Уникальное фото мастера Кенва Мабуни, Мияги Тёдзюн и Масару Саваяма

 Мабуни тренировал Масару по традиционной окинавской методике: занятия были индивидуальными, главное внимание уделялось изучению ката. Однако молодого энергичного японца, к тому же мастера дзюдо, такой подход видимо не вполне устраивал. И он с помощью членов Общества изучения тодэ занялся разработкой методики изучения техники ударов и правил вольных поединков с использований ударов в полный контакт. Саваяма поставил перед собой три задачи:

1) поскольку техника атэми обладает колоссальной разрушительной мощью, необходимо найти возможность воспрепятствовать ее использованию во зло;

2) использование техники атэми на занятиях чрезвычайно опасно, что препятствует овладению ею, следовательно, нужно найти способ обезопасить бойцов, чтобы можно было практиковать удары в полную силу, не нанося увечий;

3) необходимо выявить наиболее эффективную и результативную технику атэми. Саваяма пытался решить эти задачи разными способами. Идти приходилось методом проб и ошибок.

На первом этапе своей работы Масару разрабатывает и применяет три вида учебного спарринга: якусоку-кумитэ, дзию-кумитэ и синкэн – кумитэ (позднее все они слились в один основной вид дзию — кумитэ). Во время якусоку-кумитэ «обусловленного спарринга» — ученики наносили удары и защищались в соответствии с указанием наставника, что делало это упражнение относительно безопасным.

Soke6Дзию-кумитэ «свободный спарринг» Саваяма характеризовал следующим образом: «В этом виде спарринга атакующий произвольно использует приемы атаки, и защищающийся так же произвольно использует приемы защиты и контратаки. Однако атакующий наносит удары руками и ногами без немедленного отдергивания (хики) конечностей после удара, и отдергивает руку или ногу после того, как защищающийся применит прием защиты. Главным предназначением этого вида спарринга является тренировка умения свободно защищаться от любой атаки противника и контратаковать, то есть тренировка так называемого метода «го-но-сэн» — умения контратаковать после отражения атаки противника». Нужно добавить только, что приемы использовались произвольно, но роли были оговорены.

Наконец,   синкэн кумитэ «спарринг боевыми мечами» — представлял собой вольный бой без фиксации конечных положений ударов, с быстрым отдергиванием конечностей, похожих на спарринги современных систем каратэ WKF, т.е. по правилам «сун-домэ». Такая система занятий сложилась к осени 1930 г. и стала стандартом для Общества изучения тодэ университета Кансай.

Мастер Саваяму
Мастер Саваяму, предположительно 1930 год

 

Активное внедрение и применение в спаррингах техники из систем дзю-до и дзю-дзюцу поставили перед членами Общества вопрос: а занимаются ли они каратэ? Или их усилиями родился новый вид будо, имеющий право на самостоятельное существование?

Осенью 1932 года Саваяма Масару, после семи лет обучения на юридическом факультете, собрал на совет лидеров Общества изучения тодэ: Яно Фумио, Яги Сюити, Ямада Рэнъити, Накано Мицуру, Курояма Такамаро, Такэити Кацуаки и Тядани Кинтоси. Итогом их заседания стала декларация о рождении нового вида будо, которое окрестили «Дай Ниппон кэмпо» — «Кэмпо Великой Японии», и   переименовании Общества изучающего тодэ в Общество Кэмпо Великой Японии (Дай Ниппон Кэмпо Кай). Президентом был избран Саваяма Масару. Нельзя не упомянуть тот факт, что все лидеры данного общества были мастерами единоборств разных стилей и направлений. В частности Курояма Такамаро был наставником дзюдо главного полицейского управления столичной префектуры Осака. Он был ближайшим другом Масару, они вмести сформулировали лозунг: «Закалить тело и дух посредством практики дзюдо и кэмпо, чтобы служить государству и обществу».

roots_pic1
Саваяма в центре, 1932 год

Этот «демарш» немного усложнил отношения Саваямы с Кэнва Мабуни. Однако деловые отношения между создателем нового направления в единоборствах и его учителем удалось сохранить. Окинавец внимательно наблюдал за кропотливыми методологическими поисками своего бывшего ученика. А они были направлены на разработку новых форм учебного и тренировочного спарринга, которые сделали процесс обучения ударной техники еще более эффективным.

Кумитэ
Спарринг, 1930-е годы, Япония

Саваяма отказался от основной практики в ката, а упор системы сделал на проведение свободных боев. Однако опыт показал, что проведение спаррингов с обозначением ударов, во-первых, не несет реального эффекта, во-вторых, и не гарантирует безопасности бойцам, которые в пылу жаркой схватки могут случайно нанести удар в контакт. Поэтому уже вскоре после создания Общества Кэмпо Великой Японии его лидеры начали экспериментировать с различными видами защитного снаряжения и в конце концов пришли к использованию специального снаряжения – богу: лицевого шлема маски (мэн), нагрудника (до), защиты паха (мататэ) – в сочетании с боксерскими перчатками (куробу). Такая униформа позволяла наносить удары в полную силу, проводить броски, болевые контроли в стойке и бороться в партере. И самое главное, можно было наносить удары в полный контакт, не причиняя увечья оппоненту. Это и стало визитной карточкой Ниппон кэмпо. Отсутствие весовых категорий, возможность нанесения ударов в «пах», тренировка специальной выносливости и духа – вот основные достоинства новой системы будо, созданной Саваяма. Систематическая практика кумитэ является способом развития боевого духа и умением контролировать его. Что позволяет данному виду упражнения быть важным и эффективным средством воспитания мужества.

Кенво
Мастер Кенва Мабуни с учеником в прототипах современного богу

 

Внедрения практики спаррингов в «богу» позволило бойцам в схватке применение самого широкого спектра приемов и проведение полномасштабных соревнований. Ученики Саваяма не только обменивались мощными ударами, но и проводили броски и болевые приемы из стойки падая на пол, продолжали схватку в партере, умело сочетая приемы каратэ, бокса, дзюдо и дзю-дзюцу. Эту форму спарринга Саваяма ввел в Общество Кэмпо Великой Японии в 1934 году. И уже в том же 1934 году, в главном додзё Ассоциации Кока-Кай, члены которой практиковали Ниппон кэмпо, прошел первый официальный турнир по боям в «богу».

10388600_755378041221323_3053399528187047719_n (2) - копия
Бой в защитной экипировке «Богу», Япония, 30-е годы прошлого века

Зрелищные бои, изобилующие мощными ударами, красивыми жесткими бросками, неотразимыми болевыми контролями, вдохновили молодежь. В особенности студентов университетов. Так начался путь к распространению Ниппон кэмпо. В 1936 году открылся клуб Ниппон кэмпо в университете Кансай гакуин. С этого времени между командами университета Кансай и Кансай гакуин стали проводить ежегодные чемпионаты, которые привлекали большое число зрителей. А уже в 1936 году состоялся Первый публичный турнир по Дай Ниппон Кэмпо, а в 1939 году – Первый чемпионат Японии.

&Изображение15
Саваяма Масару, 1940 год, Императорская Армия Японии

Япония погрузилась во Вторую мировую войну. В 1940 году Саваяма был призван в звании офицера в Императорскую армию и был отправлен в Китай. В ходе Второй мировой войны многие учителя и ученики погибли. Демобилизованные из армии в мае 1946 года оставшиеся ученики и мастера вновь собрались вместе для продолжения общего дела в развитии японского рукопашного боя. Эта группа единомышленников возобновила занятия в одном из полицейских участков города Осака. В 1947 г. Саваяма создал семью. А в 1947 году состоялось открытие ассоциации Нихон-кэмпо-кай (без слова «дай» — «великая»).

Ниппон КэмпоПосле демобилизации Масару продолжает развивать японский рукопашный бой. В 1953 году он вместе с 70 студентами успешно презентует систему Нипон Кэмпо в Токио. Это приводит к немедленной организации ряда отделений Ниппон Кэмпо в нескольких университетах.

В Японии существует традиция, когда человек становиться известным и почитаемым, он меняет фамилию. Так и Саваяма Масару обретая известность, изменил свою фамилию на Саваяма Мунэоми. С 1954 года проходят постоянные обучения инструкторов на базе Кансай университета в г. Осака. В 1954 году Ниппон кэмпо принят в качестве официальной дисциплины Kansai University г. Осака. В 1958 году Ассоциация Nippon Kempo Kyokai начала свою активную деятельность в подразделениях Сил Самообороны Японии, а также в школах кадетов и полиции.

11899853_888513034574489_314816579201840320_n
Саваяма Мунэоми (Масару), 1960-е годы

В 1964 г. Саваяма завершает работу по созданию системы Ниппон кэмпо и опубликовывает свою книгу «Дух и философия Nippon Kempo», а в 1967 году становится профессором Осаковского университета. В 1971 — составляет духовные постулаты и наставления для практикующих «Ниппон Кэмпо», этот документ именуется «Warera no shinjo». В августе 1976 г. в Осаке впервые был проведен чемпионат с представителями Западных стран, а по сути — первый Международный турнир.

178851_0161ca5e37_toppage_image
Первый международный турнир Ниппон Кэмпо, 1976 год

После продолжительной болезни в 27 сентября 1977 года основателя системы Ниппон Кэмпо не стало. Став на свой путь будо учитель Саваяма совершил переворот в системе боевых искусств Японии, фактически создав первую систему смешанных единоборств (Mixed Martial Arts) и придав этой системе, как философское обоснование, так и развитие в духовном аспекте с акцентом сугубо прикладной направленности.

10388600_755378041221323_3053399528187047719_n (1) - копияСегодня благодаря деятельности Саваяма родилась и развивается самобытная и оригинальная система боевых искусств — ни на что не похожая, чётко структурированная, не являющейся простой компиляцией набора различных техник. Причем Ниппон кэмпо не является простым видом «бытового» искусства, как икебана, чайная церемония и т.д., и никогда уже не станет такой. Это – реальное боевое искусство, навыки которого могут очень сильно помочь в реальной жизни.

Японский рукопашный бой Ниппон Кэмпо будет и есть воплощением развития физической и технической формы, ментальной концентрации силы и духа бойца – кихаку.