БРОСКОВАЯ ТЕХНИКА. РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИППОН КЭМПО. ОСОБЕННОСТИ.
Не так важно сделать первый шаг, как важно сделать его в нужном направлении…
В системе рукопашного боя Ниппон Кэмпо бросковая техника выделена в отдельную категорию («nage waza», 投げ技). Надо сказать, что «наге вадза» — техника бросков – как отдельная дисциплина присутствует во всех японских борцовских дисциплинах: джиу-джитсу, дзюдо, айкидо и сумо. «Наге» — в переводе с японского означает «бросок». Количество и типы бросков, изучаемых в той или иной дисциплине — различно. Различно, потому что каждый вид японских единоборств во главу угла ставит свои цели. Например, в айкидо, где основной принцип – использование энергии противника – не используются броски, в которых требуется применение силы, в сумо – главное выбросить соперника за пределы круга. Соответственно, система японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо «наге вадза» включает перечень бросков, которые являются эффективными в прикладном рукопашном бою (в уличной драке, например), с одним или несколькими противниками, которые могут быть вооружены холодным(нож), ударным (палка, кастет) или огнестрельным оружием.
Удар – продолжение броска, бросок — продолжение …
Основатель Ниппон Кэмпо — легендарный мастер Мунэоми Саваяма (имел 5 Дан по дзю-до) — исследовал техники некоторых стилей джиу-джицу и каратэ-до мастера Кенва Мабуни (основатель Сито-рю каратэ-до). Мунэоми Саваяма взял наиболее эффективныеg приемы из борцовских дисциплин, соединил их с ударной техникой каратэ и тайского бокса, усовершенствовал и включил в виде отдельного раздела в авторскую систему японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо. Мастер Саваяма обратил внимание, что в реальном рукопашном бою боец, который использует классические броски без ударов, всегда проигрывает своему противнику, особенно если тот обучен ударной технике боя или, тем более, вооружен каким-либо оружием.
Эта эффектная демонстрация возможностей бросковой техники Айкидо не имеет ничего общего с современной реальной и жестокой уличной дракой. Противники не будут набегать на Вас по очереди и красиво падать после Ваших бросков. Уже после первого падения преступники достанут из карманов то, что у них там есть: ножи, кастеты или пистолеты, в крайнем случае вооружатся камнями или кирпичами, и бросятся на Вас все вместе. Если они хотя бы что-то соображают в драке - они будут бить, а не ждать когда упадут сами.
Проигрышный момент наступает еще на этапе попытки захвата или самого захвата противника. Поэтому мастер Саваяма взяв за основу классические броски из японских дисциплин джиу-джитсу, айкидо и дзюдо разработал такую технику бросков, где бросок является продолжением удара или блока, а удар является продолжением броска.В этом – уникальность бросковой техники Ниппон Кэмпо. Что это значит? Захват должен быть мгновенным и не давать завязнуть в противнике, иначе тот может освободиться от захвата при помощи оружия или ударов. Захват служит лишь продолжением Вашей техники и реализации её через бросок или болевой контроль с обязательным добивающим движением.Принцип «иккэн-хиссацу» (одним ударом-наповал)является доминирующим в технологии победы над противником. После броска удар должен быть обязательно!
Иккэн-хиссацу
Тем и отличается боевое искусство от спорта, что в настоящей драке нет места для эффектных движений, нет времени для того, чтобы измотать противника. Пока вы это будете делать, преступник пырнет Вас ножом, или к нему на помощь придут его друзья. Поэтому все боевые искусства, что западные, что восточные исповедуют этот принцип - одним ударом "выключить" противника. В Японии это называется "иккэн-хиссацу". Если рассматривать схватку в этом ключе, то бросок не является тем, что приводит к окончательной победе. Если не добить противника - он поднимется и опять создаст вам проблемы. Чтобы этого избежать - вы должны "разбить" противника.
Это выглядит не так эффектно как фильмах, но именно это реальная рукопашная схватка. Обратите внимание - на канву движений - захват-бросок-удар.
В Ниппон-кэмпо, в отличии, например, от джиу-джитсу или дзю-до техника броска используется как вспомогательный элемент для последующего проведения добивающего удара. При этом бросок должен быть жестким и мощным, чтобы «впечатать» противника в пол, дезориентировать его и сбить ему дыхание. Особое внимание уделяется технике «взятия захвата» против атакующих ударов противника. Применение принципа постановки защитного блока и одновременного или последующего захвата в японском рукопашном бое является одной из «визитных» карточек стиля Ниппон Кэмпо.
Борьба в партере
Борьбе в партере («ne waza» - лежа) в японском рукопашном бое уделяется очень немного внимания, в основном, в таком объёме, чтобы сделать удар в пах или же реализовать болевой контроль обязательно с «добиванием» противника. Вообще заниматься борьбой в «партере» на улице - непозволительная роскошь. Бороться можно с одним человеком и то, если он не вооружен и у него нет «товарища», который стукнет Вас по голове, когда Вы будете возиться на земле. Конечно, спортивные схватки в борьбе лежа, с судьей и правилами – это хорошо, но они не имеют ничего общего с реальным боем. Другое дело - улица со многими неизвестными. В реальной драке боец должен, даже свалившись в партер с противником, провести там максим пару ударов, желательно – в пах, и через секунду быть на ногах готовым к любым неожиданностям. Если боец завяз в партере – он в 90% случаев проиграл.
Виды бросков в Ниппон Кэмпо
В целом броски в японском рукопашном бое делятся на две следующие категории:
броски из положения стоя;
броски в падении.
Напомним, что в рукопашном бою следом за броском следует добивающий удар, и поэтому, независимо от того какой проводится бросок, боец на последней его стадии должен оказаться в атакующей ударной позиции.
Тати вадза (броски, выполняемые стоя)
«аси барай вадза» – подсечки ногами;
«гаккэ вадза» – зацепы;
«аси нагэ вадза» – подножки и перевороты через ноги;
«коси вадза» – броски через бедро;
«соритэ вадза» – броски спиной;
«ката вадза» – броски через плечо;
«тэ вадза» – броски, выполняемые руками;
«хинаритэ вадза» – броски — подкрутки;
«богу нагэ вадза» – броски в «защитной» экипировке;
«кансэцу нагэ вадза» – броски с болевым контролем;
«токуши нагэ вадза» – особые броски.
Ма сутэми вадза (броски в падении):
«ма сутэми вадза» – броски, выполняемые при падении на спину;
«еко сутэми вадза» – броски в бок, выполняемые в падении.
В Ниппон Кэмпо бросок рассматривается как единое целое действие, разделенное на определенные фазы. Никакая из фаз при проведении броска не может быть пропущена, иначе бросок будет проведен неверно, и это не приведет к победе над противником.
Основные фазы проведения броска
«Gatame waza». Взятие противника на захват. В Ниппон кэмпо реализация этой фазы выполняется через ударную технику и ухода с линии атаки «kawashi waza».
«Kuzushi waza». Совокупность действий, выводящих противника из равновесия и вызывающих его падение. Чтобы успешно совершить эту технику в Ниппон кэмпо учат находить наиболее слабое место противника и атаковать в него.
«Tsukuri» . Состоит из техник «айтэ но цукури» (заставить противника раскрыться, допустить ошибку) и «дзибун но цукури» (действия подготавливающие технику броска).
«Kake» или «нагэ ками» — фаза броска, сам бросок.
«Atame waza» . Проведение окончательного удара или техника взятия на болевой контроль «kansetsu waza».
Обязательным условием во время, и особенно после выполнения броска, является соблюдение принципа «дзансин», а именно присутствие духа и концентрация внимания не только во время проведения броска, но и после его окончания.
Техника броска в Ниппон Кэмпо
Бросок или прием, помогающий освободиться от противника, можно выполнять только при условии, что сам находишься в устойчивом положении и равновесии. Поэтому, прежде чем выполнить бросок научитесь координировать Ваше тело, правильно используйте баланс и принимайте устойчивую позицию.
В проводимый бросок вкладывайте всю силу из своего центра «тандэн». Умение контролировать положение своего центра тяжести цениться гораздо выше, чем сам бросок.
Никогда не бросайте только за счет своей грубой силы, научитесь понимать «свой» центр тела. Помните, без принципа «Kuzushi» Вы не проводите бросок – вы ломаете противника и сами об него ломаетесь.
Для того, чтобы разбалансировать вашего противника, применяйте метод «толкни, чтобы потянуть и потяни, чтобы толкнуть».
Всегда применяй технику «kime waza», иначе ваша техника не будет иметь самого главного — энергии наполненности и концентрации. Техника без «kime», как оркестр без музыки. Да, у Вас есть инструмент, Вы знаете ноты, но если не умеете извлекать музыку из вашего инструмента, тогда зачем все это?
Внимание! Обучать человека ударной технике самозащиты нужно и можно сразу. Но обучать технике бросков, пока человек не «обкатался» на падениях и самостраховках до состояния «шара», бессмысленно и опасно для его здоровья. Поэтому, прежде чем научиться выполнять бросковые техники, научитесь правильно падать.
Сплав бросковой и ударной техники – это то, что отличает и выделяет рукопашный бой Ниппон Кэмпо не только среди восточных единоборств, но и из всех систем рукопашного боя. Умение правильно сочетать удары и броски дает в схватке огромное преимущество перед любым, даже подготовленным противником. Бросковая техника очень эффективна против стандартной ударной техники, а ударная техника против борцовских приемов. Броски в Ниппон Кэмпо – это не просто мастерство или, тем более — набор приемов, это — превосходство над противником!
При копировании материала просим ссылаться на источник https://nipponkempo.com.ua/article/tehnika-broska-v-nippon-kempo/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.
Занятия рукопашным боем имеет давнюю традицию. Не найдется культуры, в которой не существовало бы какой-то разновидности борьбы без оружия.
Изначально все виды рукопашного боя создавались и использовались простолюдинами, ибо у аристократии было оружие, а беднякам в случае опасности приходилось полагаться только на свою силу и ловкость. Это подчеркивается даже названиями, например “каратэ” переводится как “пустая рука”.
История дзюдо. Джиу-джитсу — предшественник дзюдо. Становление и развитие дзюдо. Секреты популярности дзюдо. Техника дзюдо в рукопашном бое Ниппон Кэмпо.
Исходное название — “борьба вольного стиля”, позже переименовано в “самбо”.
Название образовано от аббревиатуры “САМооборона Без Оружия”. Разработано в СССР на основе различных стилей единоборств (национальных единоборств народов СССР, а также дзюдо, карате, айкидо и пр.); официальная дата создания — 16 ноября 1938 года.
Самбо относится к категории единоборства в одежде.
Что такое стратегия и тактика рукопашного боя? Различные типы стратегий и тактик рукопашного боя. Четыре этапа рукопашного боя. Тактические задачи и тактические приемы рукопашного боя Ниппон Кэмпо.