Боевой дух. Тренировка в Ниппон Кэмпо

Сила духа. Тренировка силы духа

На свете есть две могущественный силы: сабля и дух. В конечном счете, дух побеждает саблю.

Наполеон

Мокусо
Боевой дух в реальном рукопашном бою

История знает множество примеров, когда схватку выигрывали бойцы и армии, более малочисленные и менее вооруженные, чем их противники. Вспомним хотя бы Суворова, Наполеона или Александра Македонского, почти все битвы которых велись меньшим войском и которые не раз обращали в бегство значительно более сильных и многочисленных противников. В реальной драке на улице, также как и в рукопашной схватке на поле боя значение боевого духа для одержания победы трудно переоценить.

Если хотя бы червячок сомнения и неуверенности заползет в вашу душу – считайте, что вы проиграли. Если вы испугались – вы проиграли, даже если вы вооружены до зубов, а ваш противник не представляет никакой опасности. Так бежали десятитысячные отряды кровожадных ацтеков от малочисленного отряда Кортеса (400 пеших испанцев и 15 всадников). Только потому, что боялись лошадей. И, наоборот, мы знаем историю про 300 спартанцев, которые остановили продвижение многотысячного войска персов в Фемопилах. У них не было ничего, кроме высокого боевого духа и знания местности – и они победили. Они – не боялись.

Страх драки. Физиология страха

Страх – это внутреннее состояние человека, сопровождающееся отрицательными эмоциональными процессами. С точки зрения современной физиологии мозга чувство страха развивается у человека двумя параллельными нейронными путями:

  • Быстрым (подкорковым, коротким, низким), когда эмоциональные процессы формируются на подкорковом уровне головного мозга, вызывая быструю, рефлекторную реакцию на страх.  С первичного очага — зрительного бугра возбуждение передается на главный очаг возбуждения – гипоталамус(область головного мозга, в которой концентрируется вся информация от органов чувств) и напрямую возбуждает миндалины головного мозга(ядра которых формируют эмоцию, а значит реакцию человека). Такая реакция сопровождается большим количеством ошибочных действий.
  • Длинным (корковым, высоким), когда в цепочку возбуждения между зрительным бугром и гипоталамусом включается гиппокамп и кора головного мозга. В этом случае реакция на эмоцию учитывает множество внешних составляющих, а также накопленные в головном мозге знания и навыки. Такая реакция оказывается значительно более правильной.

StrahОчаг возбуждения, который возникает в головном мозге, становится доминантой и подавляет (тормозит) все остальные процессы (интеллектуальный, волевой, эмоциональный) головного мозга. Так, человек, внезапно попавший в стрессовую ситуацию, может рефлекторно упустить на асфальт дорогой мобильный телефон – связка очагов возбуждения таламус-миндалины подавляет все психические процессы и вызывает физическую реакцию – кратковременную потерю контроля над тонусом мышц. Этим объясняется и медвежья болезнь – кратковременное ослабление мышц кишечника или мочевого пузыря приводит к мокрым и обгаженным штанам. Так происходит, когда эмоция страха у человека проходит по короткому пути, и миндалины возбуждаются настолько, что параллельно и чуть позже поступающая информация из коры головного мозга   просто подавляется.

Когда первичное возбуждение не настолько велико, или не успело развиться, эмоция страха развивается по длинному пути и реакции человека становятся более правильными, более осознанными.

С физиологической точки зрения, человек, имеющий высокий боевой дух, умеет подавлять быструю рефлекторную эмоцию и пользуется длинной корковой – умеет подавлять страх.   Конечно, боевой дух – это не только умение подавлять страх, но без этого умения боевого духа не будет.

Борьба со страхом. Как не бояться

Этим вопросом задаются многие. Можно родиться физически сильным, но трястись как студень при виде мыши, можно ломать кирпичи ударом кулака, но наделать в штаны при виде идущего на тебя танка, можно иметь поразительные успехи на татами в спортзале, но бежать сломя голову, оказавшись свидетелем нападения уличных хулиганов на женщину.

Первое короткое чувство панического страха возникает в том или другом случае у всех, но оно проходит очень быстро – в течении долей секунды. Если Вы смогли не поддаться ему, то далее наступает вторая фаза – длинная реакция головного мозга, которая вырабатывается с учетом всех ваших накопленных знаний, навыков и опыта, а также оценки всей ситуации в целом. Если у человека есть те или иные навыки поведения, навыки самообороны   — реакция его мозга и тела будет соответствующей. Поэтому нужно работать над двумя вещами – приобретать такие навыки и уметь подавлять страх и управлять им – воспитывать свой боевой дух.

Это - очень известная фотография летчика-камикадзе перед вылетом на задание. Обратите внимание на выражение лица - человек полностью настроился на выполнение задания.
Это — очень известная фотография летчика-камикадзе перед вылетом на задание. Обратите внимание на выражение лица — человек полностью настроился на выполнение задания.

В милитаризированном японском обществе, в котором десятками веков правящей прослойкой являлась каста военных – каста самураев, как и многие другие стороны военного искусства, тренировка бесстрашия — боевого духа возведена в ранг учения, которое заняло значительное место в кодексе воина – кодексе Бусидо. Стойкость и бесстрашие японцев вряд ли могут вызвать у кого то сомнения. Есть тысячи и десятки тысяч примеров бесстрашия японцев, начиная от штыковых атак на пулеметы русских во время Русско-японской войны 1905 года до 200-300 поврежденных и потопленных камикадзе американских кораблей во Второй Мировой войне.

Японский иероглиф «страх» гисин состоит из двух частей 疑心: где иероглиф означает «болезнь» и иероглиф — «думать».   Фактически японцы понимают страх как болезнь мозга – неспособность адекватно мыслить. В бою, когда время очень сжато и ограничено такая болезнь мысли приведет к поражению.

Боевой дух. Тренировка

Кихаку 気迫 (kihaku)боевой дух японских единоборств Ниппон Кэмпо является комбинацией нескольких психических факторов, таких как уверенность в себе, решительность, уверенность в праведности поединка (синнэн) и абсолютное самоотречение. Это самоотречение происходит от твердой решимости победить во что бы то ни стало. В японском рукопашном бое посредством тяжёлых тренировок – кэйко (稽古) важно воспитывать дух – кихаку и «корень» характера – кондзё (根性). Один из основополагающих и базовых принципов кэмпо: син-ги-тай (心技一体) символизирует единство разума, техники и тела. Несомненно, техника (技) важна, но то, что даёт технике жизнь — это дух (心). Как же правильно тренировать свои дух «кихаку» и свое сердце «кокоро», а также — силу воли «кондзё»? Тренировка боевого духа состоит из следующих направлений :

  • Укрепление веры
  • Контроль эмоций и сознания «Дзансин»
  • Контроль энергии «Ки»

Вера – фундамент духа Кихаку

Первое, что является фундаментом нашего духа, это наша вера. Вера — это огромная сила, которая помогает большинству людей преодолевать трудности. Речь не идет о какой-то определенной религии или вероисповедании. Вера может быть разной. Японцы – не материалисты. Дух в представлении японца господствует над плотью, дух – первичен, материя – вторична.  В японской философии вера – это сплав идеалов, ради которых живет человек, его уверенность, в то, что он делает все правильно, а также уверенность в себе, в собственных силах. В 2005 году в джунглях филлипинского острова Минданао были обнаружены 87-летний лейтенант Ямакаве и  85-летний ефрейтор Цудзуки Накаути, служивжие в японской дивизии «Пантера» и потерявшей в 1945 году до 80% своего личного состава. Не зная о капитуляции Японии, они продолжали воевать 60 лет, чтобы не потерять чести перед своим императором. Только вера в свою правоту, в то, что они поступают правильно, пусть с нашей точки зрения и ошибочная, позволила им прожить столько времени в агрессивной для них среде и успешно вести войну против всего мира. Этот пример показывает как важно твердо верить в то, что Вы делаете все правильно, и в то, что Вы — лучший.

В Ниппон кэмпо занятия по укреплению веры начинаются с этикета «гирэй» (儀礼). Практика этикета позволяет довести Ваши жесты, мимику, позы до такого состояния, что Ваш вид на подсознательном уровне отобьет у любого преступника желание напасть на Вас.  Кто осмелится напасть на спящего льва?
tameshivari-1Для укрепления веры используются занятия тамишивари — разбивание предметов, чтобы поверить и укрепить силу своего удара.

Также для укрепления уверенности в себе тренировки проводятся с использованием следующих принципов:

  • принцип «гамбарэ» 頑張る — это принцип сверх усилий, когда Вы делаете действие через «не могу», на пределе и за пределами своих физических возможностей. Главная цель таких тренировок состоит не столько в достижении физического результата, например «я   провел 2000 ударов за 2 часа» или «100 боев в день», сколько выработка уверенности в своих собственных силах, в то, что если необходимо, человек сможет сделать то, что для других невозможно.
  • принцип «кэйко». Обычные тренировки проводятся в в сложных условиях (голод, холод, жара). Этот принцип преследует две цели: во-первых, закаливание организма, во-вторых – формирование веры в себя, в свои силы. Практикуются тренировки мавари-кейко — тренировка с постоянной сменой партнеров, шидо-кейко (сидо-кейко), тренировка с бойцом высокого уровня, например с сейнсеем, кокари-кейко — атакующая дорожка.
  • принцип «какэгое». Все упражнения должны сопровождаться криком. Крик – это и борьба со страхом, и угроза противнику, и концентрация энергии. Кричи! Кричи!   Кричи! Крик должен быть мощным и громким. Начинающий боец кричит, чтобы заглушить свой страх, боец следующего уровня – чтобы испугать и дезориентировать противника, а мастер – концентрирует криком силу удара.

Контроль эмоций «Дзансин» и энергии «Ки»

Второе основание фундамента – контроль эмоций и сознания «Дзансин»(残心) и энергии «Ки» (). Китайский синоним японского слова «Ки» — «Ци», индийский — «прана». Принято выделять два основных вида «Ки»:

  • внешняя энергия «Ки», которой наполнено все пространство, весь мир вокруг нас (макрокосм);
  • внутренняя энергия «Ки», которой наполнено тело человека (микрокосм)

Человек может наполнять собственную телесную оболочку энергией окружающего мира посредством дыхания, и высвобождать, а также направлять эту энергию путем резкого выдоха, крика. Умение взаимодействовать   с внешней энергией – метафизическое японское учение киай, на котором базировалось все военное воспитание в Японии. Основной посыл этого учения – нет предела человеческой силе и выносливости, если человек научится управлять внутренним «Ки» и сможет взаимодействовать с внешним «Ки». Возможно, для современного западного человека это учение выглядит экзотическим шаманством, но куда деть такой факт как 80-километровые (специально прописьювосьмидесятикилометровые) пешие марш-броски в системе подготовки японской пехоты в Императорской Японской Армии? Это — не в боевых действиях, просто в системе подготовки войск.

С помощью дыхательных техник посредством контроля «Ки» достигается особое духовное состояние «Дзансин». Дословный перевод – «внимание без остатка» Это — сложное понятие расслабленной бдительности, не имеющее прямой аналогии в западной терминологии. В этом состоянии внимание человека полностью фокусируется на поставленной цели, отметая в сторону любые стрессовые факторы, которые не имеют к нему никакого отношения. Человека в состоянии «Дзансин» ничего не отвлекает. Он спокоен, не проявляет нетерпения,   все его действия едины и ведут к поставленной им цели. Считается, что состояния Дзансин настоящий мастер должен достигать до 7 – ми циклов вдох-выдох.

Дзансин. Эти кадры из знаменитого фильма Такеши Китано "Затойчи" хорошо иллюстрируют состояние расслабленной бдительности "Дзансин" до и во время боя.  Внимание! Присутствуют кадры насилия! Детям не смотреть!

Не особо разбираясь в физиологии, японские самураи выработали очень правильную технику контроля над страхом. В стрессовой ситуации приток адреналина обеспечивает повышенное сердцебиение и повышает частоту дыхания. Контролируя дыхание, человек приводит в порядок сердцебиение, успокаивается и отвлекается от всех внешних факторов, концентрируясь только на выполнении поставленной перед собой задачи – победить противника.

Упражнение по контролю за эмоциями

Лучший метод развития «Ки» – практика мокусо в положении сейдза (позиция, сидя на коленях). Сэйдза («seiza» — японск.) — японская форма сидения на пятках, поджав колени. Принята в Японии основной позой положения сидя на полу, практикуется в методике медитации в системе дзадзэн и носит также название «тайдзда» («сидящее тело»). Применяются и еще несколько позиций. К таким относят форму лотоса, позу полулотоса и агуру.

Сёдзу
Положение сёдзу,  медитация мокусу

Мокусо ( 黙想) буквально означает «спокойное» (моку) мышление»(со).   Смысловой перевод – медитация. Это упражнение работает не только с нашим сознанием, дыханием, но и является идеальным для борьбы со стрессами. Это способ заглушить свои мысли. От чрезмерного количества мыслей мы не всегда можем принять нужное решение. На востоке говорят, что мокусо – лучший способ держать твою «чашу» пустой.

Техника выполнения медитации мокусо
1. Сядьте прямо в положение сейдза, расслабьте плечи, голова как бы подвешена. Расслабьте язык так, чтобы его кончик касался верхнего нёба. Полуприкройте глаза, взгляд опустите в точку, расположенную перед телом на полу примерно в трех четвертях метра перед вами. Руки сложите у паха так, чтобы тыльная часть левой ладони легла на правую. Сомкните кончики Кончики больших пальцев чтобы образовалась замкнутая упрощенная окружность.
2. Приняв позицию и отстранившись от мирской суеты, необходимо положить ладони на затылок и, глубоко вдохнув через нос, наклониться на задержке дыхания вперед, а затем выпрямиться и не торопясь выдохнуть весь втянутый воздух через полуоткрытый рот. Теперь следует качнуть корпус слева направо и продолжать покачивания с затуханием их по амплитуде до полной остановки тела в вертикальном положении.
3.Сбросив мешающее напряжение и вернув кисти в исходное состояние, начните внутреннее сосредоточение. Начните счет вдохов и выдохов. Дойдите до десяти и начните считать заново. Если появится сонливость, считайте только выдохи, а если мешают отвлекающие мысли - только вдохи.

Некоторые ошибочно считают, что медитация мокусо — это ерунда, а затем в бою не умеют контролировать дыхание и перегорают или сжигают себя вопросом: «Почему я боюсь?».

Раз Вы читаете эти строки – Вы либо спортсмен, либо  — перфекционист – человек, который хочет сделать все хорошо, человек заточенный на победу. Обе эти категории подвержены стрессам и Вам просто необходимо периодически перегружать Ваш компьютер, Ваш мозг. Медитации Мокусо – один из лучших вариантов такого очищения, такой перезагрузки. Выполняя упражнения в мокусо и воздействуя своим дыханием и мыслями на точку «вместилища» духовной силы человека – тандэн (丹田), ученик способствует накоплению своей энергии «Ки» (気). Практикуя технику работы силы тандэн, ученик концентрирует свои силы и умение сдерживать свое внутреннее эго. Медитируя, мы учимся расслабляться, избавляться от мыслей и заблуждений,   находить совершенство и получать умение свободно атаковать из состояния «недуманья». Мокусо дает увидеть и почувствовать Ваше дыхание, наше cознание при этом упражнении учится концентрироваться на цикле вдох — выдох — пауза. Это – тренировка перед переходом в состояние расслабленной бдительности «Дзансин» Поэтому, когда у нас в стрессовой ситуации возникает эмоция страха или другие эмоции, например гнев, мы видим и не привязываемся к тому, что происходит вокруг нас по принципу: «Слепой — не видит змей, глухой — не слышит грозы». Именно для этого необходимо уделять внимание практике мокуссо каждый день, на каждой тренировке.  Во время стрессовой ситуации Вы почувствуете свои эмоции, сможете их контролировать и не дадите запуститься рефлекторным процессам в вашем организме. Спокойствие и выдержка — это Ваши доспехи. Ничто не должно выводить Вас из равновесия. Вокруг может бушевать шторм, но внутри Вы должен быть тихий и глубокий омут, который засосет все лишнее.

Проявляйте решительность во всем, не только на тренировках — в готовности выйти из дома в намеченное врем,. В том, чтобы лечь спать ровно тогда, когда Вы запланировали и встать в нужное время.   Все это приводит к правильному целеполаганию и анализу в принятии решений, боевой готовности и расслабленной решимости, стрессоустойчивости — а это и есть основа в достижении развития вашего кихаку. Способность действовать решительно и мудро в течение всей жизни — вот в чём истинное значение Японского Будо.

И таково моё окончательное убеждение!