Ката в Ниппон Кэмпо

Боевое искусствоПодлинное боевое искусство,

как и прежде, основывается на ката.

Что такое ката?  Ката, как основная форма обучения в японских боевых искусствах. Ката в Ниппон Кэмпо. Бункай и ката. Как выучить ката, тренировка ката в Кэмпо.

Что такое ката ?

Ката – одно из трех понятий (кихон, ката и кумитэ), без которого не существует ни одно японское боевое искусство рукопашного боя.  Что же это такое – ката ?

Боевые искусства вовсе не задумывались как некий вид спорта, как это сейчас представляется современному обывателю. Они были способом самозащиты (госин), позволявшим выжить в случае угрозы для жизни. Противник, с которым приходилось сражаться мастерам боевых искусств прошлого, был опасен и чаще всего вооружен. Там шла речь о жизни и смерти, а вовсе не о победе по очкам или об эффектном проведении приема. В подобных смертельно опасных и скоротечных схватках было мало дела до того, кто «ведет по очкам» или, кто получил «ощутимое преимущество» – в любую секунду все могло кончиться смертью или увечьем, что в средние века было фактически одним и тем же – медицина все же в то время была значительно слабее современной.

Поэтому в былые времена мастера боевых искусств думали не столько о виртуозности, сколько о простоте и эффективности используемых приемов. Путем многолетних тренировок они достигали того, что приемы, применявшиеся ими, обладали невероятно убийственной силой. Весь этот опыт как-то надо было закреплять и передавать ученикам и следующему поколению, а средств видео и фото фиксации не было. Можно было передавать знания только от мастера к ученику, от мастера к мастеру. Ценность таких знаний была неоспоримой, так как позволяла выжить, победить врагов, отстоять себя и свою семью, позволить, в конечном счете, развиваться своему роду. Такие знания не передавались посторонним, и были доступны только своим, посвященным. Для удобства передачи знаний, формализованные боевые движения сформировывались в специальные связки, которые и стали называться ката.  Постоянным повторением таких связок (ката)  мастер добивался того, чтобы в настоящем бою его тело бессознательно, а значит максимально быстро и эффективно, совершало защитные и атакующие действия. Причем важна была не только скорость и сила движений, но и последовательность действий, например, за защитным блоком следует захват, за захватом – добивающий, окончательно сокрушающий противника удар.

Ката (яп. 型 или 形) – дословно, форма, образ. Комплекс упражнений, состоящий из связок защитных и атакующих движений, технических приемов боевых искусств. Наряду с кихон (базовыми техниками) в ката содержится вся суть того иного боевого искусства. Любые японские системы упражнений в различных стилях боевых искусств основаны на разучивании включенных в их состав ката, поскольку именно ката являются тем самым кодом, который поможет понять структуру стиля.

Благодаря такому понятию как ката мы обязаны тому, что из старинных боевых искусств именно восточные единоборства дошли до нашего времени. Кстати,  ката существуют не только в японских единоборствах, в китайских боевых системах также существует подобные комплексы упражнений, например, в ушу они называются таоли. Системность и методика подготовки на тренировках обеспечивается в первую очередь именно с помощью ката.

Ката есть и в сумо. Церемониальное ката Унрю в исполнении борцов ёкодзунов сумо.

При всем сказанном не должно создаться впечатление, что ката – это нечто устоявшееся, неизменное, старинное. На настоящий момент не сохранилось ни одного ката, которое осталось бы  неизмененным со времен даже XIX века. Каждый мастер, формируя свою школу, добавлял и видоизменял систему упражнений, внося изменения, добавляя или убирая движения, согласно требованиям времени, особенностям самозащиты, физических особенностей человека того или другого периода времени, применяемого оружия и т.д.

Макимоно
Рукописный свиток макимоно

Как передавались ката ?

Основной метод передачи знаний  боевого искусства был заложен в самих системах упражнений ката. Обучаясь в школах единоборств, ученики разучивали ката до состояния безусловных реакций, и сами могли научить этим упражнениям других. Большинство таких школ были фамильно-родовыми, в крайнем случае, клановыми, и потому не могли быть доступными для всех. Методы обучения, каковыми являлись ката, хранились в тайне, часто были зашифрованы в особых документах – макимоно, передававшихся по наследству.

Makimono (яп.巻物) – рукописные бумажные свитки, в которых в средневековой Японии записывались история, традиции и приемы боевых стилей (рю). Свитки макимоно считались самым ценным достоянием стиля боевого искусства (рю). Часто свитки написаны были непонятным для непосвящённых языком, чтобы они не могли прочесть их. Ключ разгадки от таких свитков всегда хранил глава стиля.
Макимоно
Развернутый фамильный свиток макимоно.

И только в конце XIX – начале XX века, после того как с проникновением в Японию европейцев,  начал рушиться многовековой феодально-клановый уклад,  стали появляться публичные открытые школы и стили. Именно в это время возникают или получают известность популярные сейчас боевые искусства: дзюдо (1882 г.), каратэ (1902 г.), айкидо (1925 г.), Ниппон кэмпо (1932 г.).  Простота методик обучения, использующих ката, которая пришла из глубины веков, позволила сделать эти стили популярными  сначала в Японии, а потом и во всем мире.

Ката в Ниппон Кэмпо

Мунэоми Саваяма, основатель Ниппон кэмпо, до создания своего стиля, обладал 5 даном по дзюдо и несколько лет лично обучался у мастера окинавского каратэ-до Мабуни Кэнва.

Кэнва Мабуни (Mabuni Kenwa), основатель каратэ Сито-рю, один из собирателей и коллекционеров старинных ката. Благодаря ему, сохранились и не канули в лету многие старинные ката. Из всех японских знатоков каратэ-до своего времени (1889-1953), самый зрелый и методически обоснованный стиль создал именно Мабуни. Он был «ходячей энциклопедией» ката того времени. Сам Мабуни ввел в практику изучение бункай(анализа, смысла) каждого движения в ката, а также бункай-кумитэ. Бункай-кумитэ - это, по сути, поединки на основе изучения и анализа связок в ката.
Канва Мабуни
Кэнва Мабуни(справа) отработка ката в Сито-рю каратэ
Основатель дзюдо Дзигоро Кано (Kano Jigoro) еще в 1904 году ввел обязательную систему ката. В основе концепции Кано Дзигоро лежат девять ката, в которых Кано, с одной стороны, пытался кодифицировать свои собственные принципы, а с другой стороны – стремился сохранить и зашифровать боевые техники самозащиты дзюдзюцу, применение которых недопустимо в спортивном единоборстве.
Кано Дзигоро
Дзигоро Кано выполняет показательное ката

Благодаря влиянию дзюдо и Сито-Рю каратэ на Саваяму, он разработал и ввел несколько базовых, парных ката в Ниппон кэмпо. Эти ката являются основой школы японского рукопашного боя Кэмпо. Это важное отличие Ниппон кэмпо от других ударных стилей рукопашного боя: в нем существуют парные ката, также как и в дзюдо, которое не является ударным видом.

Акиро Айя и Хидео Дойя
Парное ката в Ниппон Кэмпо: Акиро Айя(слева) и Хидео Дойя(справа)

В Ниппон кэмпо продвижение в рангах или степенях (кю, дан) возможно только при хорошем знании ката, необходимых для каждой конкретной степени. При сдаче экзаменов на каждую степень кю ученик демонстрирует освоение новых ката и подтверждает свое знание уже изученных. Просто безошибочного выполнения набора движений здесь недостаточно. Ученик должен постоянно практиковать ката, пока они не станут частью его личности и он не сможет использовать заложенные в них концепции автоматически и рефлекторно в самых сложных ситуациях.

Ката в Ниппон Кэмпо
Парные ката Ниппон кэмпо в Киеве

Тренировка ката в Ниппон Кэмпо подразумевает не только разучивание последовательности выполнения отдельных элементов, но и одновременную тренировку базовой техники (кихон), а также применение на практике различных приемов (кумитэ).

Бункай в ката

В Ниппон Кэмпо ката разучивают используя такое понятие как бункай. Bunkai (яп. 分解 «анализ»), «бун» – делить, «кай» – объяснять. Под этим понятием подразумевают анализ и постижение смысла того или иного движения, приема или удара в ката. Знание бункай в ката позволяет постичь сами движения во всей глубине и полноте и вникнуть в их подлинный смысл (гокухи, хидэн). Понимание заложенных в ката скрытых методов ведения боя кайсай, является одним из основных моментов в изучении ката в Ниппон Кэмпо.

ката в кэмпо
Катате Ваза но ката Ниппон Кэмпо

Есть три основных уровня, типа бункай, как их понимают мастера рукопашного боя:

  • Омото бункай. Омото – поверхность, поверхностный. Поверхностный смысл движения. Грубо говоря, если движение выглядит как определенное движение, например, блок, то оно блоком и является. Если выглядит как удар – то это и есть удар. Так изучают ката начинающие ученики.
  • Ура бункай. Ура – сзади. Обратный, скрытый смысл движения. Если движение выглядит как блок, это еще не означает, что это блок, это может быть и захват, а может – смещение с линии атаки, уход. Если выглядит как удар, то это может быть не удар, а блок. Ура бункай может стать доступен ученику только при достижении им определенного уровня.
  • Хонто бункай. Хонто – истинный. Истинный смысл движения. Какое бы ни было движение, в зависимости от особенностей его применения, оно может быть каким угодно. Каждый мастер может вкладывать в какое-то конкретное движение в ката свой собственный определенный смысл, преследуя свои, нужные в данный момент цели. Хонто бункай это уже вершина боевого искусства.
Хакукеги но ката Ниппон Кэмпо
Хакукеги но ката Ниппон Кэмпо

В целом старая методика изучения бункай в ранних боевых системах носит название корю бункай, и с точки зрения техники подразделяется на следующие элементы:

  • Туйтэ (хватающая рука);
  • Кюседзюцу (удары по жизненно важным точкам);
  • Нагэ ваза (техника броска);
  • Кансэцу ваза (техника болевых контролей);
  • Аатэми ваза (техника удара) и т.п.

В наше время во многих видах рукопашного боя закрепилась современная методика тренировки ката –  бункай, которая называется син бункай. По сути это набор отдельных техник из разных видов ката. Элементы техник нарабатывают, не вдумываясь и не постигая глубинный смысл. Этот метод хорош для подготовки спортсмена для участия в различных показательных выступлениях.

Как научиться ката

Ради понимания смысла применяемой техники в школе, нужно изучать ката этой школы. Каждая ката присущи имеет свой собственный смысл, свои определенные цели: одни ката служат для отработки базовых движений, есть оздоровительные ката, боевые и т.д. и т.п. Ката фактически представляет собой и бесконечный способ изучения техник, и тренировкой, и планом развертывания атаки. Это состояние упражнения в гибкости ума, тела и духа, работающего в единстве концентрации и сознания.

ката в кэмпо
Чемпионат Японии в категории ката

В Ниппон кэмпо практика ката четко связана с условиями реального боя, обеспечивая правильное понимание и освоение концепции боя, и является важной частью боевой подготовки ученика. Правильное выполнение ката, четкость и гармония движений должно вызывать ощущение восторга не столько у окружающих, сколько у самого исполняющего ката. Выполняя ката ученики должны помнить про важные аспекты в изучении, на которые стоит обратить внимание:

  • Координация рук, ног, дыхания и взгляда;
  • Осознание и понимание движения (бункай);
  • Правильное приложение силы;
  • Устойчивость, равновесие и баланс;
  • Целостность в движении;
  • Дзансин

При изучении ката ученик должен проявлять понимание психофизиологических аспектов определенного ката. Осознание применения каждого движения и его целей (бункай) является основой выполнения и изучения. Каждое ката имеет свой внутренний ритм (правильное приложение силы в нужный отрезок времени).

Это тот случай, когда сильно жалеешь, что у тебя плохое ката, да и кихона нет совсем. Про кумитэ и говорить не приходится

В ката незаметно для непосвящённых заключена вся целостная система стиля. При изучении ката в школе Ниппон кэмпо рекомендуется сначала изучать отдельные элементы и составляющие части (кихон), а затем для лучшего понимания разучивать эти элементы с партнером (вадза).

Различные элементы ката относятся к кихон (базовой технике), а применение движений ката в поединке со спарринг-партнером носит название кумитэ (упражнение с партнером). Так осуществляется взаимосвязь кихон, кумитэ и ката.

При повторении отдельных технических приемов в поединке со спарринг-партнером (кумитэ) накапливается опыт, а это способствует лучшему пониманию принципов ката. В свою очередь накопленный опыт (кихон и кумитэ) позволяет заново взглянуть на ката и повышает уровень мастерства. Подобному процессу нет конца. Каким бы не был уровень мастерства людей, занимающихся боевыми искусствами, они вновь и вновь обращаются к ката и, лишь тренируясь в их выполнении, могут повысить свое мастерство. Ката – это шаги на дороге, Пути воина (Бу-до). Чем больше вы их сделаете, тем дальше продвинитесь.

При копировании материала просим ссылаться на источник nipponkempo.com.ua/article/kata-v-nippon-kempo/. Правила публикации здесь. В противном случае, мы обязательно выявим плагиат и будем обращаться в DMCA Google.