Кихон в кэмпо

Что такое кихон. Кихон в японских боевых искусствах. Особенности кихон в Ниппон Кэмпо. Два значения кихон в Кэмпо. Почему кихон так важен. На что нужно обращать внимание при тренировке базовых техник кихон.

«Myo wa kyo jitsu no kan ni ari»
«Суть лежит посредине, между нападение и защитой»

Что такое Кихон

Кихон (яп. 基本, きほん букв. “корни-основы”) – одно из основных понятий во всех японских единоборствах, не только в традиционных системах рукопашного боя, таких как каратэ, дзюдо или дзю-дзюцу, но и кюдо (искусство владения луком) или, например, кендо (искусство владения мечом). Kihon – это основная школа боевого искусства.

Ки-хон: Ки – сила, энергия, Хон – база, основа. Если перевести дословно, то это означает «наполнить основу энергией».

Что же означает кихон для нас, европейцев? Кихон – это базовые защитные и атакующие стойки и движения, а также их комбинации, наложенные на технику перемещений во время боя. Проще говоря, кихон – это основа основ того или иного единоборства, стойки и движения, присущие только тому или другому искусству боя.

Бой с тенью в боксе - это, в некотором роде, тоже кихон.

Любой ученик, начинающий заниматься тем или другим единоборством, сталкивается с тем, что на первых порах ему необходимо изучить базовые техники – кихон.

Кихон на занятиях Ниппон Кэмпо в Киеве

 

Кихон, ката и кумитэ

Кихон, ката и кумитэ – три основных метода формирования мастерства в японских боевых искусствах на всем Пути (До) воина от желторотого птенца до мастера-шихана. Традиционно, кихон – это базовые техники (стойки, движения, перемещения), ката – строго определенные последовательности этих техник, связанные в сложные и многообразные упражнения, состоящие по сути из различных комбинаций кихон. Кумитэ – учебный бой, в котором используется все, что наработано в ката. Правильное, гармоничное развитие мастерства бойца невозможно без развития всех трех этих составляющих.

Парный кихон. Занятия в Киеве

Сам по себе процесс обучения состоит в том, чтобы отработать базовые техники кихон в ката до бессознательных реакций человеческого тела, чтобы в учебном (кумитэ), а тем более и в реальном бою все защитные и атакующие движения совершались полностью автоматически, без каких либо раздумий и замешательств, максимально чисто и эффективно, c ошеломляющей энергией и мощью.

Какие бывают ката:
Постоянные занятия ката с концентрацией сознания на самом упражнении сами по себе вводят человека в медитативное состояние, позволяют воплотить в его душе весь многообразный смысл пути До, и превратить ката в боевой опыт.
С давних времен, в различных боевых системах различают три принципиально разных вида практикуемых ката, имеющих различное назначение. 
Ринто ката – боевое ката (самозащита)
Хеэн ката – ката для показательных выступлений (демонстрация)
Рэнтан ката – энергетическое ката (оздоровление)

Стандартная тренировка в додзё любого японского боевого искусства содержит как упражнения кихон, так и упражнения ката, и, если это, конечно, не кюдо (владение луком) заканчивается учебными спаррингами – кумитэ.

парное ката Ниппон Кэмпо
Парное ката: Хидео Дойя и Акиро Айя

Кихон в этом триумвирате является основой, без него не получится ни выполнять ката, ни, тем более, получить победу не только в реальном бою, но и в кумитэ. Тренировать кихон требуется постоянно, доводить отдельные элементы техник до автоматизма, шлифовать и шлифовать все свои движения, независимо от того, на каком этапе своего Пути находится боец, какой бы пояс он ни имел, является он кохаем, семпаем или сенсеем.

Иерахия в кэмпо:
Кохай - младший ученик
Семпай - старший ученик, следит за младшими, помогает сенсею
Сенсей - мастер, передающий знания

Однако, надо помнить, что ни знание кихон, ни чистота исполнения ката, не гарантируют  победы в любом бою, каким бы он ни был, учебным, на соревновании, или реальным. Необходим постоянный спарринг, постоянное кумитэ, опыт тактики и стратегии боя. К сожалению, есть целый ряд школ, ряд тренеров, которые этого до сих пор не понимают – они воспитывают спортсменов, которые выступают на соревнованиях в разделе ката, получают черные пояса, чемпионские титулы, но ничего из себя в качестве бойцов, к сожалению не представляют, так как, кроме как красиво “станцевать” ката на татами они не умеют.

Кихон Ниппон Кэмпо в Киеве

Кихон в Ниппон Кэмпо

Вот мы и подошли к самому главному – что такое кихон в японском рукопашном бою Ниппон Кэмпо, в чем его отличия от других боевых искусств, таких как например, каратэ, дзю-дзюцу или дзю-до.
Мунэоми Саваяма, основатель Ниппон Кэмпо, изучая каратэ-до у мастера Мабуни Кэнва, взял за основу методику развития кихон для учеников Ниппон кэмпо. Все пришедшие ученики и мастера в кэмпо изучают кихон постоянно. Этот принцип – общий с традиционными японскими боевыми искусствами – постоянное совершенствование отдельных боевых элементов. А далее начинаются различия, которые обусловлены особенностями идеологии кэмпо и самим характером этого боевого искусства.
Во-первых в кэмпо взято очень много от английского бокса, сам взрывной удар, начинающийся от бедра толчковой ноги, тренировка такого сильного удара, тактика уклонов, уходов, нырков с линии атаки противника, защитная техника.
Во-вторых, особенность этого боевого искусства заключается в том, что наряду с ударной техникой, используются броски, захваты, удушения и болевые контроли. Таким образом многие базовые техники кихон требуют обязательного наличия партнера, как в дзюдо.

Саваяма Масару
Кихон в исполнении Мунэоми Саваямы – основателя Ниппон Кэмпо

И, главное! Особенностью идеологии Ниппон Кэмпо является безоговорочная победа. В кэмпо на соревнованиях не дают очки за правильно проведенный удар, бросок или захват, как, например, в каратэ или дзюдо. Всегда последним должен быть удар на добивание. Сбили противника с ног – удар на добивание, чтобы не поднялся. Уклон-нырок-бросок, и снова добили!

Парные занятия в Ниппон кэмпо

Только так. У соперника не должно остаться ни одного шанса продолжить борьбу. На это нацелен весь кэмпо! Этим и обуславливается то, что кихон в кэмпо более сложный, чем в любом традиционном единоборстве, состоит из нескольких связок и отрабатывается практически всегда с партнером.
Да, вы можете работать с макиварой или боксерской грушей, тренируя удар, скорость, биться с тенью, как в боксе, но базовая техника кихон это не только один удар. Это, как минимум, короткая, и, что важно, скоростная и мощная связка: уклон-захват-бросок-удар(добили) или удар-удар-удар(добили) и т.д.

Кумитэ – в нем сразу проявится Ваш кихон, насколько он чистый и мощный

Значения Кихон в Ниппон Кэмпо

Под кихон в Ниппон кэмпо подразумевают два значения.
Первое значение кихон – основные техники (стойки, движения, приемы, перемещения). Из-за того, что в кэмпо базовые техники – это связки простых движений, основные техники имеют два аспекта: механический и тактический.
Механический аспект – такой же как в других японских боевых системах – техника движений (защитных и атакующих), перемещений, проведение приемов. Тактический аспект – это уже техника ведения боя, последовательность этих движений, приемов и перемещений, когда одно должно вытекать из другого, например, за захватом должен следовать бросок, за броском – добивающий удар и т.д. Кихон в кэмпо это совокупность различных боевых движений, составляющих единую целостную технику.
Второе значение кихон – композиционность построения техники. Кихон – это, в первую очередь, отдельные элементы: приемы, удары, стойки, перемещения. Но во время схватки, в зависимости от ситуации и физиологических особенностей каждого ученика, они образуют свою собственную сложную технику. Ситуативное комбинирование отдельных приемов приводит, в конечном итоге, к образованию единой слаженной, эффективной системы. Поэтому, кихон – это композиционный целостный элемент и одновременно часть более сложной техники.

Ломаем руку и… добивание

Качество проведения отдельного приема влияет на качество техники в целом. Это можно сравнить с основной гаммой цветов и красивыми оттенками в ней. Оттенок состоит из основной гаммы цветов. Это второе значение кихон.

Что дает изучение Кихон

Изучение кихон учениками дает развитие двигательной памяти, координации и ловкости. У хорошего бойца должна быть развита специальная боевая координация. Если нет достаточной координации, нет двигательной памяти тела, то в условиях кумитэ или реального боя ученику нужно какое-то время, чтобы начать действовать. В жизни, на улице, эти доли секунды играют решающую роль. Специальная координация и ловкость – это звенья одной цепи. В бою ловкость проявляется в умении целесообразно и быстро координировать свои действия. Хорошо наработанный кихон позволяет быстро действовать в бою.

Как выучить Кихон

Кихон в Ниппон кэмпо разучивают двумя способами: выполняя упражнения кихон-вадза и дзию-вадза.
Кихон-вадза (Kihon waza) – совокупность всех основных приемов кэмпо. Это строго заданные элементы: приемы, удары, перемещения, стойки, а также связки отдельных приемов, то есть строго заданная техника.
Дзию-вадза позволяет использовать любую последовательность отдельных элементов кихон, любые приемы защиты, атаки или контратаки.
Обе разновидности упражнений можно разделить на:
кисо-вадза – повторение отдельных приемов,
рэндзоку-вадза –  комбинации из нескольких приемов.

Кихон вадза в Ниппон кэмпо состоит:

  • Татиката – стойки
  • Камаэката – подготовительные позиции
  • Цуки ваза – проникающие удары
  • Ути ваза – рубящие удары
  • Гэри ваза – удары ногами и коленями
  • Укэ ваза – защитные приемы
  • Каваси ваза – уклоны и нырки
  • Кузуши ваза – выведение из равновесия
  • Цуками ваза – захваты и сковывания
  • Нагэ ваза – броски
  • Кансэцу ваза – болевые контроли

Быстрое и мощное кэмпо требует хорошей отработки кихон. Каждый удар, блок или бросок должен иметь правильную форму катати (katachi). Катати – это не просто движение. Это дух, оживляющий движение. Для максимальной передачи силы в момент контакта все движения должны иметь прочную основу.
Максимальна мощь движения достигается в гармонии тела, ума и духа, уничтожающего все лишние движения и устраняющего потерю силы и задержки ее движения. Мастера японского рукопашного боя, контролируют напряжение и расслабление мышц, чтобы выполнить движение, начинающиеся с «давления на пол», «импульса бедер» и взрыва силы. Изучая кихон, вы вырабатываете навык использовать только те мышцы, которые необходимы в данной конкретной технике, действуя ими в определенном порядке, что позволяет увеличивать скорость движения и поддерживать выносливость. Выбор ритма и расчета времени определяют, будет ли движение быстрым или медленным. Равновесие и устойчивость, ритмическая последовательность движений, контроль дыхания и волна мышечного напряжения – все это может быть наработано только при правильной практике кихон.

Наработка Кихон

На что нужно обращать внимание при тренировке базовых техник  кихона:

  • Динамика тела. Координация рук, ног,  дыхания
  • Понимания и осознание каждого движения
  • Устойчивость центра тяжести
  • Правильное распределение сил в движении
  • Равновесие
  • Метсуке – направленность взгляда
  • Киай (kiai, 気合) – крик «концентрации»
  • Дзансин

Изучение техники нужно начинать как с чистого листа. Вы должны, насколько это возможно, научиться безупречно выполнять каждый элемент кихон. И это делать нужно постепенно, но постоянно. Сначала сделать приблизительные зарисовки. И на протяжении многих лет, тренируясь, приближаться к совершенству. Когда человек идеально умеет владеть собой, его мысли текут свободно, и он может спонтанно, практически бессознательно реагировать на возникающую ситуацию. Его мастерство переходит в состояние, которое называют «пустотой», или «мусин» (яп. 無心).
Достигнув такого состояния, человек может справиться с любой проблемой, будь то приступ смеха или вспышка ярости. Такое состояние является признаком мастера.